Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Придет ли время Z?

Татьяна Ткач,- «Театральный подвал. Вахтенный журнал Театра Олега Табакова», 2013, № 37, апрель

Почему в казалось бы далеких от социальных тем семейных драмах, поставленных на разных сценических площадках Санкт-Петербурга, зазвучала тема общественного неблагополучия, всё нарастающей тревоги?

В спектакле по уже обретшей популярность пьесе Трэйси Леттса «Август: графство Осейдж», поставленном в театре им. Ленсовета режиссером Петром Шерешевским, фраза хозяйки гибнущего дома Вайолет Уэстон «пришло время вытащить правду на свет божий» оказалась ключевой. В другом варианте перевода пьесы она звучит иначе, хотя смысл то же: «... время «Z» настало...».

Поначалу согласно фабуле разыгрывается сага о деградирующем семействе. Заманивая зрителей в запутанное прошлое героев, почти что детективная интрига пьесы пружинит действие. Всех, кто из-за исчезновения главы семейства собрался в доме Уэстон, мучает вопрос, что же произошло: несчастный случай или всё-таки самоубийство? Беверли Уэстон отправился на озеро рыбачить и, как оказалось, утонул.

Наступает время «Z» - когда становится ясна первопричина давно преследующих семью Уэстон бед. «Z» - это нуль, та точка, к которой, разрывая нити запутанного клубка лжи, умалчиваний и нежеланий считаться с неудобной правдой, приходит в ленсоветовском спектакле Вайолет. В игре Елены Комиссаренко, в надрывных отношениях ее мятежной героини с миром, самой собою, потерпевшим фиаско мужем словно фокусируется напряженье усиливающегося недовольства, всеобщей глухой и непонятной обиды на неправедно устроенную жизнь.

В снедающем стремлении поведать, наконец, миру о корне Зла Вайолет Елены Комиссаренко по своему масштабу сродни царю Эдипу - правда, в гротесковом варианте. У неё, в отличие от античного героя, поначалу нет ни малейшего желания развернуть события в русло издавна предписанных законов. В прологе эта странная особа предстаёт красивой элегантной дамой в черном платье, задумчиво читающей письмо. А вскоре, словно черт из табакерки, она выскакивает из-под стоящих в наклон подмостков взлохмаченной злобливой старушонкой, юродивой, насмешливой игруньей, лукавой кривлякой-актрисулей ею же устроенного представленья. Фиглярка ли, безумица ? Не разобрать. Актриса играет диссонансами. Тема бунтарки Вайолет варьируется на разные лады, звучит во всех регистрах - даже в комическом.

Юродствующая Вайолет, как в кокон, кутается в свои хламиды (художник по костюмам Мария Лукка), пытаясь загнать вглубь нудящую тревогу. Вдруг резко вздыбливает, взметает ввысь крылами своей тоски энергию пространства и вновь стихает, сжавшись крохотным комочком. А в финале, как фантом, нежданно возникнет на помосте в свободных серых одеяниях все наперед знающей ведуньей, кружащей в обезлюдевшем пространстве. Она подобна призраку иль птице Гамаюн из мифов и легенд, предвестнице беды и смертоносной бури - этим существам известно всё на свете. Не находящая успокоения навеки уязвленная душа всё кружит-кружит-кружит, развинчивая мирозданье. И на этот жуткий фантасмагорический итог самообманов скорбно смотрят застывшие поодаль участники трагических событий.

Образ Вайолет Уэстон в спектакле - масштабно-гротесковый и даже архетипический. Елена Комиссаренко с бесстрашием актёрской мудрости ведет свой персонаж меж двух реальностей, ни на секунду не теряя из виду конечный замысел. Её Вайолет всю жизнь жила во лжи - всё видя, понимая и ... отказываясь назвать правду. Чтоб к финалу предъявить свое всезнанье как гарантирующий превосходство козырь. И все же ставка на самообман и ложь, на «нулевую фишку» обернулась крахом. Zero - ничто... Как и других героев в спектакле Шерешевского, Вайолет настигло одиночество. А персональной платой за страсть к самообману стало ослепление ума, юродство, дарующей прозрение иной - обычным смертным невидимой - реальности.

Ведь именно тоска по Духу не давала гордячке Вайолет покоя, заставляя всю жизнь любой ценой стремиться к превосходству. Быть исключительной. Толкало к высвобождению из заурядности. Заставляло идти наперекор мещанскому миропорядку. Быть личностью и утверждать себя. Подобно Гедде Габлер из ибсеновской драмы, она мечтала, чтоб её избранник был не такой, как все. И поначалу муж писал стихи, публиковался, преподавал в университете. Вдруг все бросил. Спился. О его недюжем интеллекте свидетельствуют заполонившие огромное пространство дома Уэстон книги (сценограф Александр Мохов). От них, немых свидетелей, невольных соучастников бесславья, вдова спешит избавиться.

Впрочем, здесь многих жизнь заставляет расквитаться с прошлым. Но если все мечтают о нормальном житейском благополучии, то Вайолет Елены Комиссаренко - об Идеале. И мерит этой меркой всех. А у детей иной масштаб. Им не по силам выдержать присущей матери едва ли не цветаевской «безмерности в мире мер». Бунтующая против сытой буржуазной заурядности Вайолет своих трех дочерей - Барбару, Карен и Айви - с детства нацеливала на необходимость стать Личностью. Но у них нет ни малейших устремлений к Духу. Эти три НЕчеховских сестры готовы на многое закрыть глаза - им важно благополучие. И мать с ее убийственною трезвостью ума даже при наркотической завесе эту правду видит. Настало время зеро - время ничтожных, ничего не стоящих людей, к Поступку не готовых. Нельзя же считать Поступком отчаянный побег из дома влюбленной в своего кузена младшей, самой робкой, страдающей от материнских унижений дочки Айви (Анастасия Дюкова). Она ведь знает, что выбранный ею в супруги издерганный, запуганный родной же матерью красивый добрый Чарли по прозвищу малыш (Антон Багров) ей вовсе не кузен, а единокровный брат. Случайно иль нарочно Вайолет таки раскрыла тайну о греховной связи мужа с её родной сестрой, на вид вполне благопристойной цветущей статной леди Мэтти Фэй (Елена Кривец). После горьких женских разочарований жизнелюбивая крепышка Карен (Евгения Евстигнеева) в желанье обрести семью готова видеть в работающем на скотобойне недалёком здоровяке Стиве (Олег Андреев) олицетворенье добродетели. Она отказывается обращать внимание на его попытки совратить племянницу-подростка (София Никифорова). Вряд ли способна стать преемницей Вайолет и претендующая на главенство старшая из дочерей красавица Барбара Фордам (Анастасия Самарская). В ней - такой похожей на мать загадочной способностью соединять женственность с волей, злость с нежностью, чудесную улыбку с язвительным смешком - нет духовной силы Вайолет. Чтоб жить, как все, она пытается вернуть ушедшего к своей студентке индифферентного красавца-мужа (Всеволод Цурило) - готова поступиться принципами, изменить себе. Горделивая осанка Барбары только усиливает ощущение излома, внутренней растерянности, эгоистичной жалости к себе. Ее семья тоже построена на лжи, которую необходимо скрыть от посторонних глаз, как издавна знакомую болезнь загнать вовнутрь - история семьи Уэстон раскручивается по спирали, повторяясь на ином витке в последующем поколении. «Просто пришло время сказать друг другу правду. В этот проклятый день...», - с мстительным торжеством, будто ощущая себя Настасьей Филипповной на приеме давно ею поджидаемых гостей, с которыми настал наконец-то час свести давние счеты, заявляет Вайолет Елены Комиссаренко. Ей, как и героине Достоевского, - обиженной, беспощадной и глубоко несчастной, - есть что предъявить миру. В этом полном отсылок и аллюзий спектакле жалко всех. Он настроен по камертону сострадания. «Неужели мы не можем перестать обманывать себя?», - спрашивает овдовевшая Вайолет своих детей в пьесе «Август: графство Осейдж». И тему распада «семейной» драмы Трейси Леттса режиссер Петр Шерешевский превратил в тему времени: «пришла пора вытащить правду на свет божий». Неизбежность Правды стала очевидной.

Экстравагантную аранжировку эта тема обрела в театре «Приют комедианта», где силой воображения режиссера Юрия Квятковского и художника Полины Бахтиной герои «Кукольного дома» Г.Ибсена переместились в будущее. Нора здесь прячется от тягот жизни не в уютном гнездышке, а в напоминающей космический корабль квартире с огромным плазменным экраном во всю стену, с бесшумно по мановению руки раздвигающимися дверцами шкафа и возникающей из-под зеленого покрытия пола ванной. В общем, дом Торнальда Хельмера воочию являет зрителям мечту о той заманчиво-красивой жизни, которая показана в гламурных глянцевых журналах. В этот хай-тековский дизайн удачно вписываются одетые в сверхсовременные костюмы стилизованные ибсеновские персонажи. Игриво-сексуальная кокетка Нора (Ольга Белинская) привыкла к эпатажу. Её слепящий лимонной желтизной парик, красующиеся на крохотном прелестном носике огромные солнцезащитные очки рассчитаны на восхищение толпы. Хозяин «игрушечного дома» Торвальд Хельмер - крепкого телосложения типичный новый русский (Александр Иванов). Страдающий неизлечимой наследственной болезнью доктор Ранк (Илья Дель), передвигающейся на протезах (как он еще жив, бедняга!) щеголевато одет в вязаный на манер фрака яичного окраса кардиган. Явившаяся вдруг из прошлой жизни Норы рассудительная фру Линне (Юлия Дейнега) тоже не чужда довольно странной моды - в своем «прикиде» она напоминает диснеевскую стрекозу. В лаконично черное одет банковский служитель Грогстад (Кирилл Сёмин). Сценки из жизни современных буржуа затейливо, как аппликация, накладываются на жесткую канву событий ибсеновской интеллектуальной драмы. В первом действии играют фарс (или пародию на наши нравы?). Во втором, когда в бездушном кукольном придуманном мирке становится уж слишком очевидной нехватка серьезных драматических коллизий, предпринята попытка привнести извне подлинность переживаний. Прерывая ход событий, актёры поочередно выходят на авансцену с рассказами о личных жизненных сюжетах, которые создателям спектакля показались созвучными тому, что происходит в пьесе. Однако остаётся непонятным, почему актеры в своей жизни, и их герои в спектакле рискнули враз переменить судьбу. На чем же зиждились самообманы? Нам показали мир всеобщей лжи, в которой заявлена потребность в правде. Но путь к ней режиссер Юрий Квятковский до конца исследовать не смог. Или не пожелал, увлекшись, внешними эффектами, подобно персонажам своего спектакля? Забавно и смешно, словно в ярких картинках-комиксах, зрителям поведана история о бунте ибсеновской Норы против лжи. Средь публики есть те, кому такая авангардная трактовка пришлась по нраву.

В поисках правды заблудились создатели премьерного спектакля «Карманы, полные снега», поставленного в театре На Каменноостровском: и юный драматург Татьяна Набродова, и молодой режиссер Николай Горбунов, и художник Нана Абдрашитова. Им не удалось разобраться с историей героев, ставших жертвой семейного разлада. Осталось непонятным, совершал ли отчим (з.а.России Василий Реутов) насилие над своей падчерицей или, спустя годы, та, вернувшись уже много повидавшей яркой дамой в экзотическом наряде (Мария Сандлер) из жажды мести оговаривает занудливого бедолагу. Последствия навета ужасны. Её брат (Виталий Григорьев) в порыве пьяной злости лишает жизни обидчика, который к тому же склонил к любовной связи свою юную помощницу (Полина Толстун). Мать (н.а.России Елена Попова) сходит с ума... Молодые люди вступают в сговор и намереваются бежать. Не верится, что это все разыгрывается на сцене филиала БДТ - в театре На Каменноостровском. В громоздких аляповатых выгородках словно проходят съемки всем порядком поднадоевшей мелодрамы. Актеры - кто как может - пытаются наполнить хоть какой-то жизнью словно перекочевавшую на сцену из мыльных телесериалов фальшивую историю людей, запутавшихся во лжи. Но из капкана лжи им никак не вырваться: сооруженный на сцене высокий пугающий своей ядовитой зеленью забор, огородил и героев, и артистов от реальной жизни. Судя по всему, здесь время Правды пока что не настало. Придет ли время Z?

Татьяна Ткач

Гамлет

Уважаемые зрители! Продажа билетов на премьеру спектакля Юрия БУТУСОВА «ГАМЛЕТ» возобновится в сентябре.

ЗОЛОТОЙ СОФИТ

Объявлены номинанты Высшей театральной премии «Золотой Софит» сезон 2016-2017гг.

Подробнее

Человек родился!

Поздравляем Юрия БУТУСОВА и его жену Марию с рождением сына!

Закрытие сезона

Уважаемые зрители! 6 июля театр закрыл сезон. Новый сезон откроется 9 сентября спектаклем Юрия Бутусова "ГОРОД.ЖЕНИТЬБА.ГОГОЛЬ.". Касса театра откроется 9 августа. Билеты можно купить на сайте театра и во всех кассах города. Ждем вас на наших спектаклях!

Тартюф

Уважаемые зрители! Открыта продажа билетов на предпремьерный показ спектакля «Тартюф» 10 ноября в 19.00. Стоимость - 500 рублей. Билеты на сайте, в кассе театра и во всех кассах города. Открыта продажа на премьеру спектакля «Тартюф» на 11 и 12 ноября, начало в 19.00.

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр