Почему в казалось бы далеких от социальных тем семейных драмах, поставленных на разных сценических площадках Санкт-Петербурга, зазвучала тема общественного неблагополучия, всё нарастающей тревоги?
В спектакле по уже обретшей популярность пьесе Трэйси Леттса «Август: графство Осейдж», поставленном в театре им. Ленсовета режиссером Петром Шерешевским, фраза хозяйки гибнущего дома Вайолет Уэстон «пришло время вытащить правду на свет божий» оказалась ключевой. В другом варианте перевода пьесы она звучит иначе, хотя смысл то же: «... время «Z» настало...».
Поначалу согласно фабуле разыгрывается сага о деградирующем семействе. Заманивая зрителей в запутанное прошлое героев, почти что детективная интрига пьесы пружинит действие. Всех, кто из-за исчезновения главы семейства собрался в доме Уэстон, мучает вопрос, что же произошло: несчастный случай или всё-таки самоубийство? Беверли Уэстон отправился на озеро рыбачить и, как оказалось, утонул.
Наступает время «Z» - когда становится ясна первопричина давно преследующих семью Уэстон бед. «Z» - это нуль, та точка, к которой, разрывая нити запутанного клубка лжи, умалчиваний и нежеланий считаться с неудобной правдой, приходит в ленсоветовском спектакле Вайолет. В игре Елены Комиссаренко, в надрывных отношениях ее мятежной героини с миром, самой собою, потерпевшим фиаско мужем словно фокусируется напряженье усиливающегося недовольства, всеобщей глухой и непонятной обиды на неправедно устроенную жизнь.
В снедающем стремлении поведать, наконец, миру о корне Зла Вайолет Елены Комиссаренко по своему масштабу сродни царю Эдипу - правда, в гротесковом варианте. У неё, в отличие от античного героя, поначалу нет ни малейшего желания развернуть события в русло издавна предписанных законов. В прологе эта странная особа предстаёт красивой элегантной дамой в черном платье, задумчиво читающей письмо. А вскоре, словно черт из табакерки, она выскакивает из-под стоящих в наклон подмостков взлохмаченной злобливой старушонкой, юродивой, насмешливой игруньей, лукавой кривлякой-актрисулей ею же устроенного представленья. Фиглярка ли, безумица ? Не разобрать. Актриса играет диссонансами. Тема бунтарки Вайолет варьируется на разные лады, звучит во всех регистрах - даже в комическом.
Юродствующая Вайолет, как в кокон, кутается в свои хламиды (художник по костюмам Мария Лукка), пытаясь загнать вглубь нудящую тревогу. Вдруг резко вздыбливает, взметает ввысь крылами своей тоски энергию пространства и вновь стихает, сжавшись крохотным комочком. А в финале, как фантом, нежданно возникнет на помосте в свободных серых одеяниях все наперед знающей ведуньей, кружащей в обезлюдевшем пространстве. Она подобна призраку иль птице Гамаюн из мифов и легенд, предвестнице беды и смертоносной бури - этим существам известно всё на свете. Не находящая успокоения навеки уязвленная душа всё кружит-кружит-кружит, развинчивая мирозданье. И на этот жуткий фантасмагорический итог самообманов скорбно смотрят застывшие поодаль участники трагических событий.
Образ Вайолет Уэстон в спектакле - масштабно-гротесковый и даже архетипический. Елена Комиссаренко с бесстрашием актёрской мудрости ведет свой персонаж меж двух реальностей, ни на секунду не теряя из виду конечный замысел. Её Вайолет всю жизнь жила во лжи - всё видя, понимая и ... отказываясь назвать правду. Чтоб к финалу предъявить свое всезнанье как гарантирующий превосходство козырь. И все же ставка на самообман и ложь, на «нулевую фишку» обернулась крахом. Zero - ничто... Как и других героев в спектакле Шерешевского, Вайолет настигло одиночество. А персональной платой за страсть к самообману стало ослепление ума, юродство, дарующей прозрение иной - обычным смертным невидимой - реальности.
Ведь именно тоска по Духу не давала гордячке Вайолет покоя, заставляя всю жизнь любой ценой стремиться к превосходству. Быть исключительной. Толкало к высвобождению из заурядности. Заставляло идти наперекор мещанскому миропорядку. Быть личностью и утверждать себя. Подобно Гедде Габлер из ибсеновской драмы, она мечтала, чтоб её избранник был не такой, как все. И поначалу муж писал стихи, публиковался, преподавал в университете. Вдруг все бросил. Спился. О его недюжем интеллекте свидетельствуют заполонившие огромное пространство дома Уэстон книги (сценограф Александр Мохов). От них, немых свидетелей, невольных соучастников бесславья, вдова спешит избавиться.
Впрочем, здесь многих жизнь заставляет расквитаться с прошлым. Но если все мечтают о нормальном житейском благополучии, то Вайолет Елены Комиссаренко - об Идеале. И мерит этой меркой всех. А у детей иной масштаб. Им не по силам выдержать присущей матери едва ли не цветаевской «безмерности в мире мер». Бунтующая против сытой буржуазной заурядности Вайолет своих трех дочерей - Барбару, Карен и Айви - с детства нацеливала на необходимость стать Личностью. Но у них нет ни малейших устремлений к Духу. Эти три НЕчеховских сестры готовы на многое закрыть глаза - им важно благополучие. И мать с ее убийственною трезвостью ума даже при наркотической завесе эту правду видит. Настало время зеро - время ничтожных, ничего не стоящих людей, к Поступку не готовых. Нельзя же считать Поступком отчаянный побег из дома влюбленной в своего кузена младшей, самой робкой, страдающей от материнских унижений дочки Айви (Анастасия Дюкова). Она ведь знает, что выбранный ею в супруги издерганный, запуганный родной же матерью красивый добрый Чарли по прозвищу малыш (Антон Багров) ей вовсе не кузен, а единокровный брат. Случайно иль нарочно Вайолет таки раскрыла тайну о греховной связи мужа с её родной сестрой, на вид вполне благопристойной цветущей статной леди Мэтти Фэй (Елена Кривец). После горьких женских разочарований жизнелюбивая крепышка Карен (Евгения Евстигнеева) в желанье обрести семью готова видеть в работающем на скотобойне недалёком здоровяке Стиве (Олег Андреев) олицетворенье добродетели. Она отказывается обращать внимание на его попытки совратить племянницу-подростка (София Никифорова). Вряд ли способна стать преемницей Вайолет и претендующая на главенство старшая из дочерей красавица Барбара Фордам (Анастасия Самарская). В ней - такой похожей на мать загадочной способностью соединять женственность с волей, злость с нежностью, чудесную улыбку с язвительным смешком - нет духовной силы Вайолет. Чтоб жить, как все, она пытается вернуть ушедшего к своей студентке индифферентного красавца-мужа (Всеволод Цурило) - готова поступиться принципами, изменить себе. Горделивая осанка Барбары только усиливает ощущение излома, внутренней растерянности, эгоистичной жалости к себе. Ее семья тоже построена на лжи, которую необходимо скрыть от посторонних глаз, как издавна знакомую болезнь загнать вовнутрь - история семьи Уэстон раскручивается по спирали, повторяясь на ином витке в последующем поколении. «Просто пришло время сказать друг другу правду. В этот проклятый день...», - с мстительным торжеством, будто ощущая себя Настасьей Филипповной на приеме давно ею поджидаемых гостей, с которыми настал наконец-то час свести давние счеты, заявляет Вайолет Елены Комиссаренко. Ей, как и героине Достоевского, - обиженной, беспощадной и глубоко несчастной, - есть что предъявить миру. В этом полном отсылок и аллюзий спектакле жалко всех. Он настроен по камертону сострадания. «Неужели мы не можем перестать обманывать себя?», - спрашивает овдовевшая Вайолет своих детей в пьесе «Август: графство Осейдж». И тему распада «семейной» драмы Трейси Леттса режиссер Петр Шерешевский превратил в тему времени: «пришла пора вытащить правду на свет божий». Неизбежность Правды стала очевидной.
Экстравагантную аранжировку эта тема обрела в театре «Приют комедианта», где силой воображения режиссера Юрия Квятковского и художника Полины Бахтиной герои «Кукольного дома» Г.Ибсена переместились в будущее. Нора здесь прячется от тягот жизни не в уютном гнездышке, а в напоминающей космический корабль квартире с огромным плазменным экраном во всю стену, с бесшумно по мановению руки раздвигающимися дверцами шкафа и возникающей из-под зеленого покрытия пола ванной. В общем, дом Торнальда Хельмера воочию являет зрителям мечту о той заманчиво-красивой жизни, которая показана в гламурных глянцевых журналах. В этот хай-тековский дизайн удачно вписываются одетые в сверхсовременные костюмы стилизованные ибсеновские персонажи. Игриво-сексуальная кокетка Нора (Ольга Белинская) привыкла к эпатажу. Её слепящий лимонной желтизной парик, красующиеся на крохотном прелестном носике огромные солнцезащитные очки рассчитаны на восхищение толпы. Хозяин «игрушечного дома» Торвальд Хельмер - крепкого телосложения типичный новый русский (Александр Иванов). Страдающий неизлечимой наследственной болезнью доктор Ранк (Илья Дель), передвигающейся на протезах (как он еще жив, бедняга!) щеголевато одет в вязаный на манер фрака яичного окраса кардиган. Явившаяся вдруг из прошлой жизни Норы рассудительная фру Линне (Юлия Дейнега) тоже не чужда довольно странной моды - в своем «прикиде» она напоминает диснеевскую стрекозу. В лаконично черное одет банковский служитель Грогстад (Кирилл Сёмин). Сценки из жизни современных буржуа затейливо, как аппликация, накладываются на жесткую канву событий ибсеновской интеллектуальной драмы. В первом действии играют фарс (или пародию на наши нравы?). Во втором, когда в бездушном кукольном придуманном мирке становится уж слишком очевидной нехватка серьезных драматических коллизий, предпринята попытка привнести извне подлинность переживаний. Прерывая ход событий, актёры поочередно выходят на авансцену с рассказами о личных жизненных сюжетах, которые создателям спектакля показались созвучными тому, что происходит в пьесе. Однако остаётся непонятным, почему актеры в своей жизни, и их герои в спектакле рискнули враз переменить судьбу. На чем же зиждились самообманы? Нам показали мир всеобщей лжи, в которой заявлена потребность в правде. Но путь к ней режиссер Юрий Квятковский до конца исследовать не смог. Или не пожелал, увлекшись, внешними эффектами, подобно персонажам своего спектакля? Забавно и смешно, словно в ярких картинках-комиксах, зрителям поведана история о бунте ибсеновской Норы против лжи. Средь публики есть те, кому такая авангардная трактовка пришлась по нраву.
В поисках правды заблудились создатели премьерного спектакля «Карманы, полные снега», поставленного в театре На Каменноостровском: и юный драматург Татьяна Набродова, и молодой режиссер Николай Горбунов, и художник Нана Абдрашитова. Им не удалось разобраться с историей героев, ставших жертвой семейного разлада. Осталось непонятным, совершал ли отчим (з.а.России Василий Реутов) насилие над своей падчерицей или, спустя годы, та, вернувшись уже много повидавшей яркой дамой в экзотическом наряде (Мария Сандлер) из жажды мести оговаривает занудливого бедолагу. Последствия навета ужасны. Её брат (Виталий Григорьев) в порыве пьяной злости лишает жизни обидчика, который к тому же склонил к любовной связи свою юную помощницу (Полина Толстун). Мать (н.а.России Елена Попова) сходит с ума... Молодые люди вступают в сговор и намереваются бежать. Не верится, что это все разыгрывается на сцене филиала БДТ - в театре На Каменноостровском. В громоздких аляповатых выгородках словно проходят съемки всем порядком поднадоевшей мелодрамы. Актеры - кто как может - пытаются наполнить хоть какой-то жизнью словно перекочевавшую на сцену из мыльных телесериалов фальшивую историю людей, запутавшихся во лжи. Но из капкана лжи им никак не вырваться: сооруженный на сцене высокий пугающий своей ядовитой зеленью забор, огородил и героев, и артистов от реальной жизни. Судя по всему, здесь время Правды пока что не настало. Придет ли время Z?
Татьяна Ткач