Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ПРИЧАСТИЕ БУЙВОЛА

Ольга Егошина,- «Новые Известия», 2014, 16 октября

АДЕПТЫ И ЖЕРТВЫ ФАШИЗМА СТАЛИ ГЛАВНЫМИ ГЕРОЯМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ОСЕНИ

Самыми злободневными постановками осени стали «Нюрнберг» в РАМТе и «Кабаре Брехт» в Театре Ленсовета. Юрий Бутусов вместе с молодыми актерами Студии при театре рассказал о борьбе с фашизмом Бертольта Брехта. Алексей Бородин, взяв за основу сценарий Эбби Манна, в «Нюрнберге» рассказал о суде над юристами, обслуживавшими фашистский режим.

Форму своего спектакля Бутусов обозначил как «политическое кабаре» и свободно переплел знаменитые зонги Курта Вайля и современную эстраду, сцены из брехтовских пьес, цитаты из его писем, статей, дневников и выступлений. Спектакль поставлен с недавними выпускниками ЛГИТМиКа, артистами Студии при театре. Алексей Бородин взял за основу сценарий Эбби Манна, по которому в 1961 году был снят знаменитый фильм Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс» с Бертом Ланкастером, Спенсером Трейси, Марлен Дитрих и Максимиллианом Шеллом. В действие спектакля РАМТа введены кабаретные вокальные и танцевальные номера (в программке постановщик отметил, что жанр «политического кабаре» был любимым жанром Брехта) и сцена из «Фиделио» Бетховена. В «Нюрнберге» занята почти вся труппа РАМТа.

Главной фигурой в «Кабаре Брехт» Юрия Бутусова стал сам Бертольт Брехт — ББ — великий драматург, писатель и теоретик, чьи книги сжигались в Третьем Рейхе на костре, оппозиционер и эмигрант из фашистской Германии. Героем «Нюрнберга» Алексея Бородина стал Эрнст Яннинг — один из самых блестящих юристов Германии, ставший столпом гитлеровской юриспруденции.

Не сговариваясь, постановщики представили нам две модели поведения в ситуации, когда в твоей стране торжествует фашизм: эмигранта, бросившего вызов режиму, и чиновника, решившего служить стране, несмотря на то, что приходится поступиться заветными идеалами и простой порядочностью…

Бертольт Брехт (Сергей Волков) буквально летает по сцене, успевая прокомментировать песню, обнять любимую женщину, обменяться заговорщицким взглядом с женой, прочесть актерам небольшую лекцию об искусстве, спеть самому, прочесть стихотворение. Наконец, обратиться к преуспевающему актеру Рейха: «Мы даже хотим убедительно посоветовать Вам: не благодарите с таким усердием за успех, выражающийся в хлопках ладоней, покрытых кровью. Времена меняются — мы призываем подумать об этом Вас и Ваших собратьев, которые выражают столь скорую готовность „сотрудничать“, слишком твердо веря в незыблемость варварства и непобедимость палачей».

Эрнст Яннинг (Илья Исаев) монументально неподвижен. Он прихлебывает пиво, всматривается в обвинителя, в судью, чуть брезгливо отстраняется от своего красноречивого адвоката дьявола (Евгений Редько). Когда сотоварищи по скамье подсудимых напоминают, что сейчас надо держаться вместе, он скупо цедит слова: «Самое противное, что со мной случилось, — это то, что я оказался в вашей компании».

Спектакль Бутусова то несется на перекладных, то зависает в ненужных, но красивых вокальных экзерсисах (рудименты студенческого экзамена по вокалу немногочисленны, но тормозят действие и мысль). В отсутствии развивающегося сюжета зал держит общая мысль и эмоциональное напряжение, в кульминационных местах бьющее током. Так, когда, выйдя из образа, молодой актер призывного возраста произносит: «Я, молодой актер призывного возраста, не хочу, чтобы меня отправили воевать», — зал взрывается аплодисментами солидарности и поддержки. Или когда актриса поет о молодой женщине, которой любимый посылал подарки из каждого завоеванного города, пока не пришла похоронка, вдруг возникают и уплотняются тени соотечественниц, которые сейчас получают похоронки на мужей, сыновей, братьев…

Основная мысль спектакля Алексея Бородина разворачивается с неотвратимой и убеждающей логичностью. Частные случаи судебной системы, которая поставила на поток стерилизацию умственно неполноценных, а потом стала обсуждать стерилизацию и своих противников, сменяются цифрами о погибших в Освенциме и Дахау… «Как только мы стали фашистами, у нас тут же появилась масса союзников, которых никогда не было, пока мы были демократическим государством», — скажет в своем выступлении на процессе Яннинг.

Ни Бутусов, ни Бородин не стараются «натянуть» мысли и чувства давностью в одну человеческую жизнь на сегодняшние события. Девушка-диктор на сцене Ленсовета в прикиде из сегодняшних теленовостей кажется здесь случайно забредшей из каких-то второсортных постановок. Однако для обоих режиссеров жизненно важно, что все мысли Брехта о фашизме и Нюрнбергский процесс смыкаются с нашим днем так плотно, что иголки не подсунешь.

«Наше государство так любит мир, что даже войну ведет необъявленную», — когда сказано? В сегодняшней газете или в прошлом веке?

В коллизии Человек — Государство обоих режиссеров интересует именно Человек. Времена и Родину не выбирают, но вот за свою жизнь отвечаешь только ты сам. Прячешь ли голову, как страус, послушно внося свою лепту в создание воинской машины (одна из лучших сцен в «Кабаре Брехт» — старуха, сдающая свои медные котелки для литья пушек). Становишься ли винтиком системы из-за соображений патриотических, как Яннинг, принявший причастие буйвола. Подчиняешься ли приказам сверху, как дисциплинированный солдат — Прокурор Лоусон (Степан Морозов) в «Нюрнберге» отказывается от обвинений после нажима начальства, которое не хочет ссориться с Германией ввиду советской угрозы. Или, как Брехт, идешь против течения, рискуя всем, кочуешь беженцем из страны в страну, и эта кочевая жизнь убьет любимую женщину, и тебя не будет рядом в ее смертный час, и грех не замолить, — но как по-другому, если ты чувствуешь себя ответственным за собственные слова и тексты.

В «Кабаре Брехт» и в «Нюрнберге» главные герои сами выступают своими главными обвинителями и судьями. И долго в памяти звучит эхо финальных слов судьи Хейвуда (Александр Гришин): «Мы — это то, во что мы верим, что защищаем. Даже если защищать это невозможно».

Ольга Егошина

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр