7 мая 2022 года в Санкт-Петербургском Государственном Академическом Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» режиссёра Бориса Павловича по мотивам одноименного романа Лоуренса Стерна.
Спектакль Павловича получился таким же неоднозначным, как и первоисточник Стерна: в нем мало Тристрама и много размышлений обо всем на свете. Причем почти все они звучат из уст членов семьи, соседки-вдовы и служанки главного героя. Из-за этого понять, что из себя представляет сам Тристрам, непросто.
Для 18 века написать о потребностях души и поиске корней личностных проблем в раннем детстве, посвятив этим терзаниям 9 томов, было революционной дерзостью и явно опередило свое время.
Режиссура Павловича всегда отличалась многомерностью и чувственной фактурностью. У него все имеет смысл, глубина которого раскрывается в динамике взаимодействия между героями. Он, как истинный творец, выводит на первый план мастерство актеров, используя их истинное звучание для полноты картины всего образа спектакля, который постепенно раскрывается посредством недосказанности и характерологических особенностей через метафоры и ассоциации.
В спектакле настолько тонко перемешались фантазия и реальность, истории героев и реальная жизнь актёров, юмор и трагедия, инфантилизм и храбрость, любовь и долг, абсурд и английская точность, будто на наших глазах раскрывается тайна часового механизма. Для обывателя детали часов — это просто набор непонятных элементов, но они настолько точно сонастроены, что нарушение работы любого из них приводит к неминуемой поломке.
Впрочем, как и в жизни: со стороны может показаться, что вся история Тристрама не имеет смысла, а его проблемы надуманы, но для него — это и есть вся жизнь. Правда отсутствие фокуса внимания на самом себе и неумение жить в моменте, наделяет его излишней рефлексией, которая усиливает его терзания и тревожность.
Актёрский состав спектакля прекрасен! Все сработали, как единый организм, тонко подсвечивая друг друга и раскрывая внутриличностный конфликт главного героя. Заслуженный артист России Александр Новиков, Фёдор Федотов, Наталья Шамина, Роман Кочержевский, Ольга Муравицкая и Анна Гольдфельд — Браво!
Буквально на полутонах и оттенках вы создали букет изысканного вина, ароматом которого хочется неспеша насладиться.
Огромную роль в создании эмоционального каркаса истории сыграло музыкальное сопровождение спектакля. Музыку Романа Столяра на слова Леонида Аронзона исполняли актёры, из-за чего казалось, что все происходит в режиме реального времени, и только стилизация под позднее барокко возвращала нас к историческим истокам. Надрывность общего звучания подчеркивала внутреннее одиночество Тристрама.
Великолепные костюмы, созданные Марией Лукка и Александром Моховым, также отсылали нас в 18 век. Тот факт, что в процессе действия они трансформировались в привычные нам, ещё больше сближало нас с героями. Ведь проблемы человечества во все времена схожи: попытка разгадать смысл бытия и обрести счастье.
Правда для многих из нас, как и для главного героя, эти задачи стали взаимоисключающими, что привело к тому, что даже за 9 томов поисков, он так и не сумел ответить на извечные вопросы: «кто виноват?» и «что делать?»
Финал спектакля остаётся открытым, как и сам роман — недописанным, но для зрителей это является прекрасной возможностью не только приобщиться к авторству истории, но и задуматься над своей жизнью. Ведь отсутствие стержня, само по себе, может стать отличным поводом для того, чтобы принять себя и свою жизнь такими, какие они есть, со всеми ошибками и «неидеальным прошлым».
Счастье — это выбор. Как и состояние «жертвы». И пока ты жив, всегда можно дописать тома своей истории в той тональности, на которую хватит смелости.
/Татьяна Преснякова/