Если развернуть программку премьерного спектакля «The demons» Театра им. Ленсовета, получится мини-постер, ибо афиша, не скрываясь, копирует плакаты и шрифт культовой группы «The doors». О чем пел идол психоделического рока Джим Моррисон, многие помнят. О чем поставил спектакль Денис Хуснияров, многим понятно и, увы, многим знакомо...
В спектакле много музыки, цветов, страхов, метафор — и много боли. Черное зеркало сцены, но густонаселенная пустота. Витиеватая, на ножках-лапках, манерная чаша ванны. Огромный душ — гиперболизированная стойка-штанга и лейка, убедительно изображающая скорбящую дождевую тучку в момент похорон. Гроздь из старых телефонных трубок, свисающая несуразным, как семейная жизнь героев, пучком. Во всем сквозят истерика и тупик. Безысходность оглушает, отчаяние бьет через край.
Две семейные пары, уставшие от семейной жизни, смертельно надоевшие друг другу. Одна (Олег Федоров и Анна Алексахина) бездетная — и это их трагедия, другая (Олег Андреев и Юстина Вонщик) многодетная — и в этом их беда: и то, и другое совершенно невыносимо. Женщины осипли от перманентного выяснения отношений со своими мужчинами. Они измотаны морально, выпотрошены физически, они озверели, хотя все они — прекрасные люди. Музыканты же вне времени — они в вечности. Вокалист (Сергей Перегудов) в черных кожаных штанах и сердечными шрамами. Клавишник (Евгений Стецюк) в «слепых» темных очках а-ля Стиви Уандер. Гитарист (Роман Кочержевский), не выпускающий изо рта сигареты, заслоняющийся густым дымом от всего мира. Флегматичный ударник (Кирилл Фролов), допускающий персонажей спектакля «побарабанить», чтобы отвести душу.
Хуснияров упрямо ведет свою тему из спектакля в спектакль, как бы они не назывались и как бы не разнились, на первый взгляд, проблематика и эстетика. Он ищет в материале то, что ему как подлинному режиссеру кажется важным, и говорит о том, что (у него, у нас — конкретного человека в частности, общества вообще) больше болит. Он берется за вещи трудные, давящие, колющие и режущие. Ему интересно про то, как людей корежит, и можно ли через боль получить спасительное исцеление. В депрессии, ерничестве, одиночестве, разлуке, тоске и скуке самых разных авторов и персонажей режиссер Хуснияров упорно ищет любовь.
Для этого он использует артистов бездонных и бесстрашных, выдающих свою внутреннюю красоту так, что внешняя смазливость им становится не нужна. Он их правильно раскрывает, как раскрывал бы, вероятно, себя, стань он актером, как когда-то хотел. Хорошо, что судьба тому воспротивилась: теперь есть кому заниматься заблудшими душами и выводить их из тьмы. Есть кому бороться с нашими демонами, тешить их больное самолюбие, давать им в руки микрофоны и заваливать их цветами, чтобы те прокричались, умилились и, хоть ненадолго, угомонились.