Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ПОСТОЯНСТВО ВЕСЕЛЬЯ И ГРЯЗИ

Дмитрий Циликин,- Деловой Петербург. 03.04.2015

Гениальное стихотворение «Постоянство веселья и грязи» в композицию по рассказам, сценкам и немногим другим стихам Хармса не вошло. Но эти слова вполне выражают горестный смысл спектакля — при всех его динамике, темпераменте, изобретательности, юморе, переполняющих почти пустое пространство Малой ленсоветовской сцены (разве что имеются разнокалиберные стулья, столы и пунцовые портьеры, закрывающие дверные проемы в задней стене). Потому что спектакль, боязно вымолвить, конгениален Хармсу — одному из самых проникновенно—трагических писателей о России. А поскольку Россия не меняется — и Хармс не стареет.

Театральное сочинение юного (едва за 20) режиссера Сергея Филатова и участников студии при Театре Ленсовета (выпустившийся в прошлом году курс Анны Алексахиной в Театральной академии) вполне это демонстрирует. Ребята не то что 1920—1930—х, когда действуют хармсовские персонажи, ниоткуда не знают, они и 1970—х не нюхали. Однако им пришлась впору, легла на язык поразительная мелодика текстов Хармса, а главное — до конца внятен страшноватый, злой, бесконечно печальный смысл этих текстов.

Тут, кстати, с Хармсом та же сложность, что и с Зощенко, и, например, с Дмитрием Горчевым, возьмись кто его инсценировать, — со всеми, у кого, по замечанию Набокова о Гоголе, главные события — приключения слога. Вот миниатюра «Разница в росте мужа и жены»: «Муж: Иван! Камердинер Иван! (Входит Иван. У Ивана нет рук.). Иван: Так точно! Муж: Где твои руки, Иван?! Иван: В годы войны утратил их в пылу сражения!» — как это перевести из строчек на бумаге в плоть, мимику, голос живых людей, чтобы вышло не нелепо, но как у Хармса — смешно и жутко? Однако Филатову и его актерам удается: пулей вылетает Иван (Никита Волков), у него две культи, он рапортует с идиотски—лучезарным задором и от полноты патриотических чувств пускается в пляс под хрестоматийный Пятый венгерский танец Брамса, исполняемый всеми участниками на подручных инструментах. Никита Волков проделывает все это превосходно.

Рассказ «Лекция». «Пушков сказал: „Женщина — это станок любви“. И тут же получил по морде». В грамматике бывают безличные предложения, в театре — нет, по морде надо получить от кого—то, так что Пушкову отвешивает оплеуху красавица Луиза (Римма Саркисян). Она в спектакле отвечает за всех женщин—вамп, а Дмитрий Караневский — Пушков — за лиц мужского пола, сексуально озабоченных до психоза. Вообще однотипные герои из разных рассказов логично слиты воедино. Скажем, в «Ссоре» «Куклов и Богадельнев сидят за столом, покрытым клеенкой, и едят суп. Куклов: Я принц. <…> Богадельнев: А ты думаешь, ты принц, так тебя и супом облить нельзя?» Богадельнев (Максим Ханжов) — мужик со здоровенной черной бородой, в овчинном тулупе и красных сапожках, прежде он был тем самым мужем из «Разницы в росте», рычал: «Я выпорол свою дочь, а сейчас буду пороть жену». Но он же Григорьев из великого произведения «Григорьев и Семенов». «Григорьев (ударяя Семенова по морде): Вот вам и зима настала. Пора печи топить. Как по—вашему? <…> Григорьев (ударяя Семенова каблуком по морде): Говори, говори! Послушаем. Семенов (валится на спину): Ох!» Александр Крымов — принц и Семенов разом, в белом костюме и рубашке с воланами, да еще он рекомендуется американцем и говорит с акцентом — и невыносимо, убийственно пластично нарисованная Хармсом сцена тупой жлобской самодовольной агрессии приобретает злободневный политический смысл.

Отрадно встретить в режиссере—дебютанте умение так сладить ансамбль, что никого и не выделишь. Потому несправедливым было бы не назвать остальных: Анна Жмаева, Галина Кочеткова, София Никифорова, Вероника Фаворская, Кирилл Фролов, Лидия Шевченко.

Осторожно! Грипп!

Уважаемые зрители! В связи с эпидемией гриппа предлагаем вам ознакомиться с информацией, опубликованной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Подробнее

Экскурсии

Уважаемые зрители! 27 марта в рамках программы «Всемирный день театра» приглашаем вас на бесплатные групповые экскурсии по театру. Экскурсию проводит зав.музеем театра им.Ленсовета Вера Николаевна Матвеева.

Подробнее

«МЕДЕЯ» в Москве

20 февраля спектакль Евгении Сафоновой «МЕДЕЯ» будет показан в Москве на Малой сцене Театра Наций в рамках программы «Маска Плюс» фестиваля «Золотая Маска». Начало в 20.00.

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 27 марта на Большой сцене вместо спектакля «Смерть коммивояжера» будет сыгран спектакль «РЕВИЗОР». Начало в 19.00. Билеты действительны. Приносим свои извинения!

Подробнее

Последний спектакль

Уважаемые зрители! 25 марта спектакль «Кабаре Брехт» будет сыгран в последний раз.

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр