Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Последние из ковбоев

ЕЛЕНА ГЕРУСОВА,- Газета "Коммерсантъ", №38 (5069), 05.03.2013

Театр имени Ленсовета показал премьеру спектакля режиссера Петра Шерешевского "Август. Графство Оссейдж". Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.
 

Пьеса американца Трейси Леттса - о распаде американской семьи, а если шире, то и о крахе традиционного общества "белого большинства", а следовательно, о крахе норм европейской цивилизации. Поскольку все социокультурные аналогии в данном случае проводятся тут очень легко, судьба у этой постановки складывается отлично. Первый спектакль по ней был поставлен в Чикаго в 2007 году, затем пьеса прочно прописалась в бродвейской афише, была экранизация с Мерил Стрип в роли Вайолет Уэстон, а драматург получил за "Август" Пулитцеровскую премию. Пьесу отлично знают и в России - к примеру, спектакль, поставленный по ней режиссером Маратом Гацаловым в новосибирском "Глобусе", представлен на нынешнюю "Золотую маску" в нескольких номинациях.

Востребованность этой пьесы совсем неудивительна: с одной стороны, "Август" очевидно наследует традициям классической американской драмы XX века, а с другой - имеет почти детективную интригу, где скелеты из семейного шкафа вываливаются один за другим: измены, инцесты, наркотики, травка, алкоголь, секс с несовершеннолетними, ну и, конечно, трагическая неспособность к нормальным отношениям внутри семейства Уэстон. Все - три дочери Уэстонов с семьями и женихами и сестра Вайолет - Мэтти Фэй со своей семьей - собираются вместе потому, что отец семейства, поэт и литератор Беверли Уэстон пропал и, как выясняется позже, покончил жизнь самоубийством. Кроме них в этом оклахомском семействе служит индейская девушка, которую нанял Беверли, чтобы она приглядывала за домом и за женой-наркоманкой Вайолет.

В Театре имени Ленсовета эту роль играет Елена Комиссаренко и, пожалуй, это одна из лучших главных женских ролей в петербургском репертуаре. В спектакле Петра Шерешевского ее героиня, при всех сохраненных драматических хитросплетениях семейного сюжета Уэстонов и отличной психологической игре партнеров по сцене, уводит вполне социальной сюжет Леттса в сторону мистики и триллера. В какой-то зловещий момент тишину над сценой неожиданно разрезает быстрый полет вспорхнувшей черной птицы - точно как в фильмах Хичкока.

Спектакль идет в двух действиях. В первом на сцене из выкрашенных в черный цвет книг выстроены подобия руин старого чуть не готического замка, сбоку на авансцене притулился остов старой лодки, погруженной в целое море старых, искалеченных кукол. Во втором, когда даже подобие благополучной семейной жизни катится ко всем чертям, на пустой, оголенной, скошенной по наклонной сцене плоскости, в самом ее центре остается одно только кресло, в котором царствует Вайолет.

Эту роль Елена Комиссаренко играет с мощным гротеском и иронией. Ее Вайолет - не просто тайная пожилая наркоманка, в любом положении она остается самым ярким и сильным персонажем своей семейной саги и все самые отвратительные поступки своей героини наделяет очарованием по-настоящему сильной и неординарной личности. Остальные члены семейства ей в подметки не годятся, ни в пороках, ни в изломанности судеб. Дочь Барбара (Анастасия Самарская), после смерти отца пытающаяся заместить и подчинить себе Вайолет, в спектакле Театра имени Ленсовета меняет свой стиль одежды на платья, подобные одеяниям Вайолет, распускает волосы, танцует какой-то бесовской танец, модуляции ее голоса меняются на подобные материнским. Но Барбара узнает всю степень расчетливой жестокости матери, не выдерживает и, как все дети Уэстонов, навсегда уезжает из дома. Роковая, гротескная и царственная Вайолет остается в этом доме один на один со столь же царственно невозмутимой служанкой-индианкой Джонной Моневатой (Алена Баркова).

В спектакле Петра Шерешевского при всей сохранности сюжета социальной и семейной драмы оказывается подчеркнут именно этот символический ряд пьесы. Добропорядочная жизнь рода Уэстонов строилась на чужой земле, им помимо прочего приходилось быть не только сильными, стойкими, но и жестокими. На фоне молчаливого достоинства Джонны Моневаты все остальное теряет любой возможный романтический или экзистенциальный флер и начинает работать в пользу правоты теории о слабости цивилизации, вытеснившей культуру коренного населения.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр