Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ПОРА ЛЮБВИ, НО РАССТАВАНИЙ

Виктория Аминова,- «PROсцениум», 2011, № 3 – 4, февраль

Одно из моих идеалистических представлений заключается в том, что я всегда в первую очередь жду от молодого режиссера высказывания. Язык, мизансценирование, концепции, почерк, стиль и даже работа с актёром, - все это мне кажется вторичным, когда речь идет о молодом человеке. У него ещё будет время понять, КАК говорить, но только если ему с самого начала есть, что сказать. 
 

Режиссёру Марии Романовой всегда есть что сказать. Она берет безнадёжный драматургический материал, каковым мне представляются и «Галка Моталко» и «Я боюсь любви», потому что в этих косноязычных пьесах что-то задевает её собственные душевные струны. Оба спектакля кажутся мне сбивчивым и откровенным режиссёрским монологом. Мне импонирует смелость Романовой говорить «от себя», не стыдиться своего пола в этой мужской профессии, ставить очень «девичьи» спектакли, не бояться быть банальной, или не достаточно интеллектуальной, или слишком (на чей-то вкус) гламурной, поверхностной или нелепой. Она удивительно честно работает, и её актёры (это чувствуется в обеих постановках) доверяют ей, идут за ней и пытаются быть столь же честными и искренними, как молодой режиссёр. 
Пьеса Елены Исаевой - главная проблема постановки «Я боюсь любви». Её композиция - рыхлая и беспомощная, но режиссёр своими средствами пытается структурировать текст, и в какой-то мере ей это удается, потому что в спектакле не увязаешь так, как в самой пьесе. Романова находит развитие, определяется с кульминацией и даже тащит самую провальную лирическую любовную линию к какому-никакому, но финалу, чего не удалось сделать драматургу. Зато побочную линию Нади (Анна Алексахина) - антагонистки лирической героини Ани (Надежда Федотова) - Романовой удается простроить четко и, собственно, именно она становится главной линией спектакля - сюжетной и смысловой. 
Что не удается преодолеть режиссёру, так это язык пьесы. Даже произнесённые вслух реплики звучат неестественно, как написанные в аське, многие сентенции могут быть растасканы на «статусы» ВКонтакте, но и это достоинство сомнительного качества. Тут на помощь режиссёру пришли актёры театра. Анне Алексахиной удалось освоить этот язык, которым она сама, будучи исключительно интеллигентным человеком, в жизни не разговаривает и даже в интернете сообщения не пишет. Но именно в её устах этот текст оживает, реплики перестают быть картонными и звучат естественно. Надя - совсем не лирическая героиня Алексахиной, она не в меньшей степени придуманный и оживленный актрисой персонаж, чем городничиха в «Ревизоре». Тут нет никакой сопливой женской исповедальности, но, безусловно, что в горьких и ироничных монологах Нади живет истинная боль актрисы. Она не играет себя, но с помощью этого текста и столь далекой ей героини говорит о чем-то, что её саму задевает за живое и просится быть высказанным: о современном мире, в котором боятся, не умеют любить, но не любить не могут. 
Вся лирическая линия, и персонажи, и исполнители главных ролей - слабое место и пьесы и спектакля. Надежда Федотова и Олег Федоров сразу с первой сцены берут фальшивую сериальную мелодраматическую ноту и идут за драматургом, не за режиссёром, им не удается прорваться к искреннему, взволнованному, злому звучанию, которое есть в других актёрах. 
Алексахина служит камертоном, по которому настраиваются её партнеры Анастасия Дюкова и Сергей Кушаков. Они заражаются ее нервным и искренним тоном, и сами существуют так же остро, откровенно, пронзительно. Они разыгрывают целую череду персонажей, но не стараются по-настоящему воплотить каждого из них, только намечают несколькими штрихами, интонациями, характерными жестами. Потому что ни один из них не может быть довоплощен: эти люди, встреченные Аней в главный день ее жизни, существуют лишь как некие мимолетные тени: краем уха услышала разговор на больную тему, краем глаза заметила какую-то девицу или шофера, самостоятельно эти персонажи не действуют в спектакле, только в Анином восприятии. И потому, в конце концов, все персонажи Дюковой сливаются в один обобщенный образ, то же самое происходит и с персонажами Кушакова. И это уже просто два страстных монолога мужчины и женщины, но даже это различие к финалу становится не важным, потому что, как выясняется за время спектакля, и те и другие одинаково любили и страдали от невыразимости и конечности этой любви. 
Авторы спектакля «Я боюсь любви» пытаются осмыслить, что такое любовь в современном мире, и эта пьеса, при всех её несовершенствах, отсылает нас к пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Но в 60-е годы герои Володина задавались вопросом «зачем люди расстаются?», расставание для них было открытием и поводом для страдания. А для героев двухтысячных это утверждение - люди расстаются с близкими, чтобы когда-нибудь расстаться со всеми. Конечность человеческих отношений перестала быть поводом для драматической коллизии. Теперь люди ищут ответы и способы как жить и как любить в мире, где все расстаются. 
Виктория Аминова

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр