Top.Mail.Ru

Полвека курощения, дуракаваляния и низведения

Вера Николаева,- «Петербургский театрал», 2020, № 1 (26), январь

Легендарному спектаклю Театра имени Ленсовета «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» в декабре исполнилось 50 лет. Невероятно по нашим лихим, бурно меняющимся, непостоянным временам! Есть среди исполнителей и легендарный непревзойдённый долгожитель – все 50 сезонов роль «домомучительницы» Фрекен Бок находится в руках Ларисы Леоновой. Уже десятый Малыш с помощью четвертого Карлсона вступает с ней в борьбу за право быть Человеком. Сменилось не одно поколение и в зрительном зале, и на сцене, а спектакль есть. Его можно увидеть 6 января.

 

Нора Абрамовна Райхштейн (1926-2013), режиссёр спектакля:

«Моё предложение поставить спектакль про Малыша и Карлсона вызвало у Владимирова конкретно-деловитый вопрос: «Ну, хорошо, а кто же будет играть Малыша?» В этот момент где-то в полутёмном фойе промелькнул силуэт Алисы Фрейндлих, она куда-то мчалась «гастрольной походкой» (мы тогда были в Перми). Недолго думая, я ответила Шефу: «Малышом рядом с Равиковичем должна быть только Алиса…» У Шефа от изумления широко раскрылись голубые глаза, и с лёгкой насмешкой он спросил: «А вы с ней говорили?» - «Нет ещё, ждала вашего разрешения». – «Ну что ж, попробуйте».

Вечером я поймала Алису и поинтересовалась, есть ли у неё что-нибудь читать на ночь? И, вручив ей произведение Астрид Линдгрен, попросила её хотя бы через недельку заглянуть в книгу. На следующее утро приходит ко мне Алиса с книгой и с вопросом в глазах: что, мол, я от неё хочу? Я ей сказала. Она была чуть-чуть по-хорошему взволнована. Начались всякие второстепенные вопросы – да сможет ли она, да как же быть с возрастом и прочее… Я поняла, что она не просто согласна, а даже очень согласна. И пошло-поехало…»

 

Александр Новиков (исполнитель роли Карлсона с 1993 года):

«Пора признаться... Мне всегда было трудно играть Карлсона. Потому что я видел, как это делал Равикович. Я не могу похвастаться ни дружбой, ни частым общением с Анатолием Юрьевичем, но мы были знакомы, и мгновения – минуты - часы, когда мы где-то пересекались и разговаривали, - счастливейшие в моей жизни. Весь ужас в том, что он видел, как я играю Карлсона: я заметил его однажды во время спектакля за кулисами у пульта помрежа во время сцены, когда Карлсон и Малыш бросаются вишневыми косточками из окошка домика на крыше. После спектакля Анатолий Юрьевич сказал мне: «Ну что ж... Наверно, можно и так... Только вот что... Не настаивай ни на чём... Отдавай все сцены Малышу... Пусть играет... Не уставай... У тебя в конце есть монолог в зал, там всё и сыграешь» И вот это его «Не настаивай» я не смогу забыть никогда. Но воспользоваться этим советом непросто, для этого нужно быть Равиковичем! «А вот это - будильник! Я его сначала разобрал, а потом собрал... И теперь он не ходит...» Всё-таки если в роли есть такие слова - это хорошая роль!!!»

 

Римма Саркисян (исполнительница роли Малыша с 2014 года):

«Никогда мне не приходило в голову, что буду играть Малыша! Всё началось с репетиций спектакля «Кабаре Брехт». Мы с Юстыной Вонщик показали этюд, это была острая проба на стихотворение Брехта «Сомневающийся», мы были в образах чудаковатых бесполых секретарей. Проба была удачная! Для этого этюда я сама подстригла «под мальчика» старый парик, - и в нём по сей день играю Малыша. В тот момент, видимо, Юрий Николаевич Бутусов и рассмотрел во мне какую-то детскость, наивность, юмор. Люблю этот спектакль, люблю наш дуэт с Александром Марковичем, - думаю, мы отлично сработались»

 

Текст: Вера Николаева