Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Политлирика

Дмитрий ЦИЛИКИН,- «Деловой Петербург», 2014, 5 сентября

Все возвращается на круги своя. Жизнь, а следом за ней и театр — если он настоящий, конечно. Отлично помню: 1981–й, Театр на Таганке, "Дом на набережной" Юрия Трифонова. Военный прокурор (его выразительно играл Лев Штейнрайх) в инвалидной коляске страшно скалится, глядя на нас, фонограмма Утесова: "Мы еще встретимся с вами, дорогие мои москвичи", — в этот момент прожектора поворачиваются в зал — и в зловещей паузе всех явственно пробирает дрожь…

Сейчас Сергей Волков — Бертольд Брехт в спектакле Юрия Бутусова — присаживается к столу, за которым громоздится кукла с черной щеткой гитлеровских усишек: "Сегодня у нас в гостях глава государства. Какого — не важно. Так же, как и цвет его кожи, и язык, на котором он говорит. Иногда он появляется то в той, то в другой стране. Иногда в нескольких странах одновременно…" — и т. д. По залу будто идет холодок.

Так и должно быть, когда театр вступает в острую, пульсирующую сегодняшней горячей кровью связь с жизнью. Брехт — один из самых близких Бутусову авторов, режиссер освоил и присвоил эстетику его

эпического театра, применяет знаменитый брехтовский "эффект очуждения" (то есть делания чужим, выхода актера из образа) при постановке чуть не всех пьес, от Шекспира до Тургенева. Но в "Кабаре Брехт" с обжигающей злободневностью зазвучала этика Брехта, его моральные принципы и политические идеи. Например, о том, что война неизбежна, пока есть хоть один, кому она выгодна.

В сцене из не слишком известной у нас пьесы "Мать" (по мотивам романа Горького) Пелагея Власова (Вероника Фаворская), участвующая в "Патриотическом сборе меди", рассуждает: "Если будут гранаты, война, конечно, не кончится. Наоборот, тогда–то ее можно будет продолжать. Пока хватает снаряжения, войну будут вести. Ведь и на той стороне небось тоже сдают медь".

Или — у Брехта есть стихотворение "Сожжение книг", из него в спектакле вырастили такой эпизод. Музыкальная заставка программы "Время". Как бы Екатерина Андреева (Анна Жмаева пародирует ее точно и уморительно) дает слово репортерше на площади, где палят тексты неугодных режиму авторов, — тут опять становится не по себе от понимания: такая аналогия нынче выглядит вполне реалистичным политическим прогнозом.

Однако Брехт — не только трезвейший и язвительнейший социальный писатель, он еще и проникновенный лирик. И Бутусов — не политолог, но художник. Так что, когда "Андреева" под тот же джингл снова садится за свой дикторский стол, следует не новый скетч, но горестная песня "Проблемный мужчина" из мюзикла Курта Вайля "Потерянные в звездах".

Лирические или веселые зонги — не просто музыкальные перебивки публицистики. В них важный для Брехта и Бутусова смысл: политики измеряют людей цифрами голосующих, стреляющих и платящих, а они — живые, любят, печалятся, полны радости и тревоги, они друг другу матери, дети, мужчины и женщины. Здесь эта мысль усилена тем, что играют актеры ленсоветовской студии, образованной из свежих выпускников курса Анны Алексахиной в Театральной академии, набранного при театре.

Они ослепительно молоды, витальны, заразительны, красивы — что особенно подчеркивают сценография Николая Слободяника ("черный кабинет", пустое пространство разнообразят разве что осветительные приборы и музыкальные инструменты) и костюмы Марии Лукки, в которых все девушки — глаз не оторвать. К тому же многие хорошо поют (музыкальный руководитель Иван Благодер) и двигаются (балетмейстер Николай Реутов). И, главное, в столь юном возрасте до конца понимают, зачем вышли на сцену и что хотят сказать.

Дмитрий ЦИЛИКИН

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр