Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ПО НАКЛОННОЙ

Дмитрий Циликин,- «Деловой Петербург», 2013, 22 марта

Художники Мария Лукка и Александр Мохов устроили сильно наклоненный помост, клином врезающийся в первые ряды (что исключило каблуки - все, и дамы тоже, в спортивной обуви). Такое устройство пространства, ясное дело, символизирует падение дома Уэстонов, а остов лодки справа - крушение их жизненного корабля. А море ломаных пупсов, в котором лодка как бы встала на прикол, - это, конечно, фрейдистские комплексы, затопившие подсознание всех членов этой разветвленной семейки.
Впрочем, лодка в пьесе Трейси Леттса помянута и во вполне прикладном смысле: пожилой Беверли Уэстон, преподаватель и давно замолчавший поэт, уходит из дому, отчаливает на озеро и топится. Это главное событие заставляет собраться в доме разлетевшихся по стране трех дочерей с мужьями, женихами и детьми: ожидание результатов поиска папаши, а потом похороны и поминки становятся поводом для вскрытия всяких застаревших душевных гнойников и вытаскивания наружу грязных тайн. Пьеса, надо сказать, ничуть не символическая - крепко сбитое изделие, в 2007-м покорившее Чикаго и Бродвей, затем еще кучу стран, у нас идет от Москвы до Омска, на подходе голливудская экранизация с суперзвездами во главе со стареющей Мэрил Стрип. Успех объясним: семь женских ролей, из которых пять возрастные - можно ли за такое не ухватиться любой труппе?
Однако у режиссера Петра Шерешевского, вопреки порядкам академических театров, где обычно исполнители героям как минимум в отцы годятся, актеры на 10-15 лет моложе своих персонажей. В самом по себе таком лифтинге нет беды: в истории театра (да и сейчас) сколько угодно примеров, когда молодые убедительно передавали возраст. Но здесь такой кастинг привел к маловразумительному результату: играют свои годы, а не зрелые, что резко меняет смысл: одно дело - последний шанс для увядающей старой девы, другое - когда еще пол жизни впереди.
Мало того, что изображаемые лица не только не наделены индивидуальными чертами, своеобычными характерами, неповторимыми интонациями (в пьесе с этим плоховато, ну так ведь надо работать!), так не играются даже простые физические состояния, что вообще-то дежурное упражнение в театральном институте.
Леттс все время акцентирует жару, духоту (здесь он подражает Теннесси Уильямсу, у которого это любимое климатическое состояние: размягчаются тела и мозги, отчего происходят всякие сексуальные непотребства и душевные безобразия). Так вот, со сцены никакого жаркого дуновения, в которое мы могли бы поверить, ощутить почти физически (одно из чудес хорошего театра), не доносится.
Поверить удается разве что в Вайолет. Елена Комиссаренко играет мать чумного семейства замечательно, на отличных скоростях смешивая почти клоунский гротеск с психологической достоверностью. Вайолет больна раком, передоз обезболивающего давно сделал ее наркоманкой, и Комиссаренко пластично показывает измененные состояния сознания, когда непонятно, говорит человек - или препарат его устами. Она вздорна, наотмашь швыряет злые слова, режет правду-матку, капризничает, гаерствует и вполне несчастна, поскольку душевная сила растрачена зря (хоть и видны ее остатки), жизнь проиграна...
Как, впрочем, и спектакль.
Он отстал от русской психологической школы с ее проработкой характеров, богатством подтекстов, вторыми планами, умением строить роль в развитии. А к антрепризе, где главная добродетель - способность заливисто, каскадно кривляться внутри забойного сюжета, не пристал.
Но наверняка среди ленсоветовской публики найдется немало любителей закрученных интриг, которые удовлетворятся и сюжетом.

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр