Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ПО НАКЛОННОЙ

Дмитрий Циликин,- «Деловой Петербург», 2013, 22 марта

Художники Мария Лукка и Александр Мохов устроили сильно наклоненный помост, клином врезающийся в первые ряды (что исключило каблуки - все, и дамы тоже, в спортивной обуви). Такое устройство пространства, ясное дело, символизирует падение дома Уэстонов, а остов лодки справа - крушение их жизненного корабля. А море ломаных пупсов, в котором лодка как бы встала на прикол, - это, конечно, фрейдистские комплексы, затопившие подсознание всех членов этой разветвленной семейки.
Впрочем, лодка в пьесе Трейси Леттса помянута и во вполне прикладном смысле: пожилой Беверли Уэстон, преподаватель и давно замолчавший поэт, уходит из дому, отчаливает на озеро и топится. Это главное событие заставляет собраться в доме разлетевшихся по стране трех дочерей с мужьями, женихами и детьми: ожидание результатов поиска папаши, а потом похороны и поминки становятся поводом для вскрытия всяких застаревших душевных гнойников и вытаскивания наружу грязных тайн. Пьеса, надо сказать, ничуть не символическая - крепко сбитое изделие, в 2007-м покорившее Чикаго и Бродвей, затем еще кучу стран, у нас идет от Москвы до Омска, на подходе голливудская экранизация с суперзвездами во главе со стареющей Мэрил Стрип. Успех объясним: семь женских ролей, из которых пять возрастные - можно ли за такое не ухватиться любой труппе?
Однако у режиссера Петра Шерешевского, вопреки порядкам академических театров, где обычно исполнители героям как минимум в отцы годятся, актеры на 10-15 лет моложе своих персонажей. В самом по себе таком лифтинге нет беды: в истории театра (да и сейчас) сколько угодно примеров, когда молодые убедительно передавали возраст. Но здесь такой кастинг привел к маловразумительному результату: играют свои годы, а не зрелые, что резко меняет смысл: одно дело - последний шанс для увядающей старой девы, другое - когда еще пол жизни впереди.
Мало того, что изображаемые лица не только не наделены индивидуальными чертами, своеобычными характерами, неповторимыми интонациями (в пьесе с этим плоховато, ну так ведь надо работать!), так не играются даже простые физические состояния, что вообще-то дежурное упражнение в театральном институте.
Леттс все время акцентирует жару, духоту (здесь он подражает Теннесси Уильямсу, у которого это любимое климатическое состояние: размягчаются тела и мозги, отчего происходят всякие сексуальные непотребства и душевные безобразия). Так вот, со сцены никакого жаркого дуновения, в которое мы могли бы поверить, ощутить почти физически (одно из чудес хорошего театра), не доносится.
Поверить удается разве что в Вайолет. Елена Комиссаренко играет мать чумного семейства замечательно, на отличных скоростях смешивая почти клоунский гротеск с психологической достоверностью. Вайолет больна раком, передоз обезболивающего давно сделал ее наркоманкой, и Комиссаренко пластично показывает измененные состояния сознания, когда непонятно, говорит человек - или препарат его устами. Она вздорна, наотмашь швыряет злые слова, режет правду-матку, капризничает, гаерствует и вполне несчастна, поскольку душевная сила растрачена зря (хоть и видны ее остатки), жизнь проиграна...
Как, впрочем, и спектакль.
Он отстал от русской психологической школы с ее проработкой характеров, богатством подтекстов, вторыми планами, умением строить роль в развитии. А к антрепризе, где главная добродетель - способность заливисто, каскадно кривляться внутри забойного сюжета, не пристал.
Но наверняка среди ленсоветовской публики найдется немало любителей закрученных интриг, которые удовлетворятся и сюжетом.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр