- Текст:Юрий Данилов
- Фото:platonovfest.com
Каждый год на Платоновском фестивале искусств особое место занимают спектакли по произведениям гениального уроженца Воронежа Андрея Платонова. И каждый раз воронежские и столичные критики спорят, удалось ли тому или иному театру и режиссёру найти ключ к Платонову.
Должен ли этот кладезь открываться этюдным методом? Какой подход продуктивнее – вербальный или визуальный? И как их сочетать, чтобы не разрушить магию платоновского слова и не покинуть почву театра, перейдя на территорию литературы?
Много за эти семь лет мы видели «платоновских» спектаклей – и московских, и воронежских, и зарубежных. Ближе всех к Платонову, пожалуй, подошли Сергей Женовач («Река Потудань»), труппа Нового драматического театра на Печерске из Киева (тоже «Река Потудань») режиссёр Оксана Дмитриева из Харьковского государственного академический театра кукол им. В.А. Афанасьева («Чевенгур»), Воронежский театр кукол «Шут» («Волшебное кольцо»).
В 2013 году Вера Камышникова привозила в Воронеж спектакль «Невозможное», поставленный со студентами ГИТИСа по рассказам Платонова. Критики отметили его как удачный, но немного ученический. И вот теперь Вера Камышникова поставила в Санкт-Петербурге, в театре имени Ленсовета спектакль
«Странники. Рассказы» – в него вошло больше произведений писателя.
Появился небольшой джазовый оркестр «из кинотеатра». И играют «Странников» замечательные профессиональные актёры.
Но принцип, подход остался прежним – режиссёр идёт от платоновского слова, внимательно прислушиваясь к нему, следуя тональности и мелодике этой уникальной прозы. И если раньше переход от речи от первого лица к авторским ремаркам выглядел немного натужно, то в новом спектакле всё происходит без сучка и задоринки – незаметно и гармонично. А это значит, что удалось найти верную интонацию. Они и простая, и приподнятая. И жизненная, и театральная.
Знакомые вроде бы рассказы в исполнении великолепных актёров (явных единомышленников постановщика) звучат удивительно свежо и современно.
Успевайте жить и любить, не откладывая ничего на потом, спешите согреть сердечным теплом страждущего, пусть даже впереди неизбежный финал. Сумейте сохранить внутри свет, какая бы тьма ни царила вокруг, и делитесь этим светом с другими. Вот какие мысли, образы и энергетику транслируют залу артисты – порой ненавязчиво, завуалированно, а порой и недвусмысленно, неизменно оставаясь при этом на территории хорошего вкуса.
Спектакль получился без пафоса и ложной сентиментальности, но при этом очень эмоциональный, искренний и глубокий. Платонов даёт постановщикам такую возможность, но далеко не все умеют ею воспользоваться. Отыскать ключ к этому автору ой как непросто. Но, похоже, Вере Камышниковой и театру имени Ленсовета это удалось.
И зрители на родине Платонова это поняли, приняли спектакль и долго не отпускали артистов со сцены.