Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Пиковая дама. Игра»: все зеленеют от зависти

АНТОН ХИТРОВ,-Блог Пушкинского фестиваля, 31 МАЯ 2020

 

Жизнеподобная или нет, театральная среда, как правило, похожа на обыденную: те же вещи, те же материалы, те же фактуры. Создавать на сцене другую реальность, как это делают художники, аниматоры и разработчики компьютерных игр — трудно и недешево. Знаменитая живая графика Роберта Уилсона, мультяшные миры Вегарда Винге, цифровой сюрреализм Сьюзан Кеннеди — редкие примеры, когда театральный режиссер достигает свободы живописца. В России к этой цели, пожалуй, ближе всех подобрались Филипп Григорьян и Галя Солодовникова — и в общих проектах, и порознь.

«Пиковая дама. Игра» Евгении Сафоновой — как раз такой театр. На сцене петербургского театра им. Ленсовета — мир, категорически не похожий на наш. Он раскрашен в непривычно броские краски, главным образом — в оттенки зеленого, но только в холодные, неестественные: подразумевается не живая зелень, а зловещее сукно игрального стола.

Сафонова — среди немногих отечественных режиссеров, которых по-настоящему волнуют возможности света на сцене. К примеру, в «Аустерлице» по прозе современного классика Винфрида Георга Зебальда декорация пряталась за серым экраном и просвечивала не сразу. В одних эпизодах картинка была многослойной: зрители видели разом и объемный павильон, и плоское видео. В других Сафонова использовала полиэкран: слева — крупный «киношный» план, справа — общий, «театральный». 

Световую партитуру «Пиковой дамы» создал тот же художник, Константин Бинкин. Здесь главный аттракцион — клубная ультрафиолетовая лампа. Белые наличники окон и дверей в ее свете горят голубым, а салатовые пиджаки — кислотно-зеленым; если на лицо артисту не попадает никакого другого света, кажется, что по сцене ходит пустой костюм (образ уже больше гоголевский, чем пушкинский).


Обитатели этого фантазийного мира — тоже не совсем люди. Вернее, человеческий облик здесь — привилегия. Им обладают только те, кто знает секрет богатства: старая графиня (при том, что играет ее мужчина, Александр Новиков), миллионщик Чекалинский, а незадолго до своего поражения — и Германн. Остальным недоступна ни людская речь, ни твердая походка: все они какие-то косноязычные, болезненные, скрюченные — причем каждый по-своему. «Пиковая дама» для Сафоновой — прежде всего история о социальной зависти: в спектакле тот, кто ее испытывает, ощущает себя как бы не вполне человеком.

Пушкинская повесть — это практически жанровая литература, где занимательность играет не последнюю роль. О работе Сафоновой этого не скажешь: это неторопливое, бедное событиями действие, в котором одну немаленькую реплику могут повторить не раз и не два. Спектакль напоминает игру в карты — долгую, монотонную, но полную внутреннего напряжения: недаром в полном названии есть слово «игра».

Впрочем, азартные игры — не единственные, которые вызывает в памяти «Пиковая дама» Ленсовета. На карантине я прошел компьютерный квест под названием Fez — медитативное путешествие по пиксельной вселенной, напоминающей восьмибитные миры старых игр, только не двумерной, а трехмерной. Процесс игры довольно однообразен — просто бродишь по уровням и собираешь кубики. Игрок не скучает лишь потому, что стремится на следующий уровень. За старания Fez награждает свежей и красивой картинкой, которая впечатляла бы меньше, если бы вы не приложили столько усилий, чтобы ее «разблокировать». 

Как-то так, по идее, должен воздействовать на публику неспешный визуальный театр. Во всяком случае, нечто похожее испытывают зрители на спектаклях Роберта Уилсона. Вы готовы ждать, потому что знаете: на следующем повороте вас ждет очередное великолепное зрелище. Если бы режиссер вываливал их без пауз, они бы не производили такого эффекта: каждая новая «картина» — своего рода награда за терпение. Только, чтобы это работало, визуальные аттракционы должны быть не просто изобретательными, необычными, яркими. Они должны быть, без скидок, блестящими. Вот этого-то блеска «Пиковой даме» и не хватает.

В ЛУЧАХ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьерный показ спектакля «В лучах» (Малая сцена), назначенный на 6 ноября, состоится в 20:00!

Подробнее

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

11 сентября роли Федотика и Ферапонта в спектакле Юрия Бутусова "ТРИ СЕСТРЫ" впервые сыграл Фёдор ПШЕНИЧНЫЙ. Поздравляем!

Подробнее

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

3 сентября премьерой спектакля «Синьор из высшего общества» наш театр открыл 88-ой сезон. Состоялся сбор труппы и пресс-конференция, где журналистам рассказали о творческих итогах 87-го сезона и планах на новый сезон.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В АФИШЕ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьера спектакля "ТАРТЮФ" состоится 4 ноября, в связи с чем в Афише произошли изменения.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 10 сентября спектакля «Без вины виноватые» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Вместо назначенного на 19 сентября спектакля «Ревизор» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр