Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Пикник с Алисой»

«Театральный Петербург», 2006, № 14, 16 – 31 октября

Выпускница актёрского курса В.М.Фильштинского Академии театрального искусства Алёна Баркова - дочь замечательных «ленсоветовских» артистов Натальи Немшиловой и Дмитрия Баркова. 13 октября на Малой сцене Театра имени Ленсовета состоится её дебют - моноспектакль «Пикник с Алисой» по мотивам книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Включить в репертуар дипломную работу Алёны - одно из последних творческих решений художественного руководителя театра Владислава Борисовича Пази. Когда-то такое же решение он принял, увидев спектакль выпускников того же мастера «В ожидании Годо», и работа режиссёра Юрия Бутусова и молодых Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Михаила Трухина и Андрея Зиброва на долгое время стала украшением афиши. Театр надеется, что и нынешняя премьера будет иметь заслуженный зрительский успех.

Кор. Давай немного проясним историю рождения спектакля.
- На четвёртом курсе к экзамену мы с Юрием Андреевичем Васильевым, профессором по сценической речи, репетировали отрывок из «Униженных и оскорблённых» Достоевского. И дело не шло. В конце-концов я сказала, что не получается у меня мрачная тема, а хочу я попробовать что-то весёлое, жизнерадостное, с юмором. И предложила «Алису в стране чудес». Я читала эту знаменитую взрослую сказку Льюиса Кэрролла и на русском, и на английском языках, в ней у меня множество любимых сцен. Однажды на вопрос папы о роли-мечте я ответила, что хотела бы сыграть Мартовского Зайца, чем несказанно его расстроила. Юрий Андреевич на моё предложение поменять Достоевского на Кэрролла тоже поначалу напрягся, сказав: «Ты что, в ТЮЗе хочешь работать?» Однако мы всё-таки выбрали отрывок «Морская кадриль» с Черепахой Квази и Грифоном. Во время репетиций у мастера были сомнения, должно ли это действо быть смешным. Но я считала, что, конечно же, история должна быть безумно смешной. И на экзамене все двадцать минут, пока я читала, зрители смеялись. Тогда и возникла идея, что можно по «Алисе в стране чудес» сделать моноспектакль для выпускного пятого курса, очень актёрскую вещь, потому что в книге огромное количество персонажей.
Кор. Сколько же героев в твоём исполнении увидят зрители?
- Пятнадцать. Получается, что за короткое время играется словно пятнадцать спектаклей. Я показала Юрию Андреевичу в начале пятого курса «заготовку», придуманную мной летом композицию, и уже по ней мы сочиняли спектакль.
Кор. Режиссёр-педагог вытачивал каждого персонажа, помогал разнообразить речевые, пластические характеристики?
- Конечно. А пластику, даже скорее - хореографию помогал строить Юрий Васильков, замечательный педагог и балетмейстер. 
Кор. А кто придумал ход с экскурсией по Лондону и включением в спектакль английской речи?
- Однажды на репетиции, которая никак не шла, я, дурачась, заговорила по-английски. Что-то вроде: «Леди и джентльмены! Мы начинаем нашу историю». И режиссёр за это ухватился. Героиня стала англичанкой, экскурсоводом для русских туристов, которая приглашает их на пикник в Гайд-парке и развлекает классической английской историей про Алису. Отсюда и двуязычие спектакля.
Кор. Если это - экскурсия с пикником, то, наверное, допускается доля импровизации?
- В спектакле очень много импровизации, зрительный зал участвует в действии. В зависимости от отклика зрителей, спектакль может идти час сорок, а может - час двадцать.
Кор. На каких площадках ты успела его сыграть?
- Наш курс оказался плодовитым, сделал 12 дипломных спектаклей, а в Академии аудиторий для показа не хватало. Я играла «Пикник с Алисой» в Музее Достоевского, в Интерьерном театре, на фестивале «Театральный остров» на Малой сцене Театра Сатиры на Васильевском острове. В Москве на фестивале дипломных спектаклей в Театральном центре на Страстном бульваре.
Кор. А где спектакль видел Владислав Борисович Пази?
- В нашей студенческой 51 аудитории в Академии. Тогда он и предложил, чтобы спектакль вошёл в репертуар Малой сцены Театра Ленсовета. Безмерно жаль, что премьера пройдёт без него. 
Кор. Спектакль видоизменится к премьере?
- Самое главное - появится сценография Марии Брянцевой. В этом спектакле ведь очень важен английский стиль: и костюм, и все сорок наименований реквизита должны быть подобраны в этом стиле. Зритель на спектакле много узнает об английской культуре, английском юморе, вообще почувствует, что это за феномен - англичанин. И сможет сам поучаствовать в пикнике. Никакой «четвёртой стены» не будет.
Кор. В программке спектакля ты благодаришь многих людей, в том числе и маму с папой. Каков их вклад в это действо?
- Они - мама с папой, и уже за это их стоит благодарить. Я им доверяю, их мнения, суждения, профессиональные подсказки были важны для меня.
Кор. Ты - закулисный ребёнок?
- Конечно, меня часто брали в театр. Я помню многие спектакли - «Трехгрошовую оперу», «Левшу», только папу видела уже атаманом Платовым, а не Левшой. Была со мной и типичная для актерских детей история, когда на «Трубадуре и его друзьях», где мама играла Атаманшу, я на весь зал закричала: «Это моя мама на сцене!» Часто меня родители брали на летние гастроли. Играла главную детскую роль со словами в одном спектакле с папой - «Кошка на раскалённой крыше». 
Кор. Однако твоя дорога на профессиональную сцену была отнюдь не прямой. Как ты всё-таки вышла на неё? Почему не сразу после школы ты поступила на актёрский?
- Наверное, потому что в тот момент я ещё не умела сказать твёрдое «нет» и настоять на своём решении. Я окончила гимназию № 209 с золотой медалью, свободно знала английский и французский. И родители посчитали, что это необходимо применить при получении высшего образования. Я поступила в Университет на факультет международных отношений, там выучила ещё и немецкий. Я понимаю, что родителям было бы обидно, если бы мои школьные знания ни во что не воплотились. К тому же в то время, в середине 90-х годов, театры и кино переживали не лучшие времена. Это сейчас у молодых полно работы, хотя бы в сериалах бесконечных. Первые два университетских курса я с удовольствием училась. А на третьем курсе меня снова стало терзать желание обрести актёрскую профессию. Я стала ходить на уроки по танцу на курс Владислава Борисовича Пази, поначалу - для того, чтобы поставить танцевальный номер на празднике в Университете. Но - втянулась. Меня хорошо приняли ребята, хоть я и была просто гостья. 
Кор. То есть ты вела двойную жизнь: утром - Университет, а вечером - актёрский курс?
- Да. И ещё работала экскурсоводом в Юсуповском дворце, водила англичан, французов и соотечественников. Кстати, мне этот опыт очень помог в спектакле, работу экскурсовода знаю изнутри.
Кор. Но Университет ты всё же закончила?
- В какой-то момент Пази сказал папе: «Дмитрий Иванович, Вы дочку теряете». В конце третьего курса я заявила, что хочу уходить из Университета. У родителей был шок. Факультет международных отношений ведь кажется людям чем-то недоступным, элитным. И родители настояли, чтобы я получила таки университетское образование, а потом уже поступала в Театральную Академию. И я окончила Университет с красным дипломом. А потом поступила на курс к Вениамину Михайловичу Фильштинскому.
Кор. О потерянных годах не жалеешь?
- Я не считаю пять университетских лет потерянными. Я получила прекрасное образование, что для актёра не лишнее. Появился у меня и жизненный опыт. Я ведь, когда уже училась на актёрском, три года преподавала в Университете на кафедре Северной Америки, читала курсы «Мастерство публичной речи», «Культура США и Канады», «Этнические процессы США и Канады» и «Религии Северной Америки». Это была двойная жизнь, - ни там, ни там не знали о моих параллельных занятиях. Только когда стала появляться на телеэкранах в сериалах и фильмах, скрывать в Университете актёрство стало невозможным. Так вот, общение со студенческой аудиторией тоже помогло в сочинении спектакля по Кэрроллу. 
Кор. Сегодня родители уже согласны, что ты не напрасно сменила профессию?
- Труднее всего было убедить папу. Конечно же, поначалу он считал, что я теряю уникальные возможности, ухожу в неизвестность. Но после «Пикника с Алисой» сказал: «Да, ты можешь заниматься актёрской профессией».

Беседу вела Вера Николаева

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр