Top.Mail.Ru

«Пикник с Алисой»

«Театральный Петербург», 2006, № 14, 16 – 31 октября

Выпускница актёрского курса В.М.Фильштинского Академии театрального искусства Алёна Баркова - дочь замечательных «ленсоветовских» артистов Натальи Немшиловой и Дмитрия Баркова. 13 октября на Малой сцене Театра имени Ленсовета состоится её дебют - моноспектакль «Пикник с Алисой» по мотивам книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Включить в репертуар дипломную работу Алёны - одно из последних творческих решений художественного руководителя театра Владислава Борисовича Пази. Когда-то такое же решение он принял, увидев спектакль выпускников того же мастера «В ожидании Годо», и работа режиссёра Юрия Бутусова и молодых Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Михаила Трухина и Андрея Зиброва на долгое время стала украшением афиши. Театр надеется, что и нынешняя премьера будет иметь заслуженный зрительский успех.

Кор. Давай немного проясним историю рождения спектакля.
- На четвёртом курсе к экзамену мы с Юрием Андреевичем Васильевым, профессором по сценической речи, репетировали отрывок из «Униженных и оскорблённых» Достоевского. И дело не шло. В конце-концов я сказала, что не получается у меня мрачная тема, а хочу я попробовать что-то весёлое, жизнерадостное, с юмором. И предложила «Алису в стране чудес». Я читала эту знаменитую взрослую сказку Льюиса Кэрролла и на русском, и на английском языках, в ней у меня множество любимых сцен. Однажды на вопрос папы о роли-мечте я ответила, что хотела бы сыграть Мартовского Зайца, чем несказанно его расстроила. Юрий Андреевич на моё предложение поменять Достоевского на Кэрролла тоже поначалу напрягся, сказав: «Ты что, в ТЮЗе хочешь работать?» Однако мы всё-таки выбрали отрывок «Морская кадриль» с Черепахой Квази и Грифоном. Во время репетиций у мастера были сомнения, должно ли это действо быть смешным. Но я считала, что, конечно же, история должна быть безумно смешной. И на экзамене все двадцать минут, пока я читала, зрители смеялись. Тогда и возникла идея, что можно по «Алисе в стране чудес» сделать моноспектакль для выпускного пятого курса, очень актёрскую вещь, потому что в книге огромное количество персонажей.
Кор. Сколько же героев в твоём исполнении увидят зрители?
- Пятнадцать. Получается, что за короткое время играется словно пятнадцать спектаклей. Я показала Юрию Андреевичу в начале пятого курса «заготовку», придуманную мной летом композицию, и уже по ней мы сочиняли спектакль.
Кор. Режиссёр-педагог вытачивал каждого персонажа, помогал разнообразить речевые, пластические характеристики?
- Конечно. А пластику, даже скорее - хореографию помогал строить Юрий Васильков, замечательный педагог и балетмейстер. 
Кор. А кто придумал ход с экскурсией по Лондону и включением в спектакль английской речи?
- Однажды на репетиции, которая никак не шла, я, дурачась, заговорила по-английски. Что-то вроде: «Леди и джентльмены! Мы начинаем нашу историю». И режиссёр за это ухватился. Героиня стала англичанкой, экскурсоводом для русских туристов, которая приглашает их на пикник в Гайд-парке и развлекает классической английской историей про Алису. Отсюда и двуязычие спектакля.
Кор. Если это - экскурсия с пикником, то, наверное, допускается доля импровизации?
- В спектакле очень много импровизации, зрительный зал участвует в действии. В зависимости от отклика зрителей, спектакль может идти час сорок, а может - час двадцать.
Кор. На каких площадках ты успела его сыграть?
- Наш курс оказался плодовитым, сделал 12 дипломных спектаклей, а в Академии аудиторий для показа не хватало. Я играла «Пикник с Алисой» в Музее Достоевского, в Интерьерном театре, на фестивале «Театральный остров» на Малой сцене Театра Сатиры на Васильевском острове. В Москве на фестивале дипломных спектаклей в Театральном центре на Страстном бульваре.
Кор. А где спектакль видел Владислав Борисович Пази?
- В нашей студенческой 51 аудитории в Академии. Тогда он и предложил, чтобы спектакль вошёл в репертуар Малой сцены Театра Ленсовета. Безмерно жаль, что премьера пройдёт без него. 
Кор. Спектакль видоизменится к премьере?
- Самое главное - появится сценография Марии Брянцевой. В этом спектакле ведь очень важен английский стиль: и костюм, и все сорок наименований реквизита должны быть подобраны в этом стиле. Зритель на спектакле много узнает об английской культуре, английском юморе, вообще почувствует, что это за феномен - англичанин. И сможет сам поучаствовать в пикнике. Никакой «четвёртой стены» не будет.
Кор. В программке спектакля ты благодаришь многих людей, в том числе и маму с папой. Каков их вклад в это действо?
- Они - мама с папой, и уже за это их стоит благодарить. Я им доверяю, их мнения, суждения, профессиональные подсказки были важны для меня.
Кор. Ты - закулисный ребёнок?
- Конечно, меня часто брали в театр. Я помню многие спектакли - «Трехгрошовую оперу», «Левшу», только папу видела уже атаманом Платовым, а не Левшой. Была со мной и типичная для актерских детей история, когда на «Трубадуре и его друзьях», где мама играла Атаманшу, я на весь зал закричала: «Это моя мама на сцене!» Часто меня родители брали на летние гастроли. Играла главную детскую роль со словами в одном спектакле с папой - «Кошка на раскалённой крыше». 
Кор. Однако твоя дорога на профессиональную сцену была отнюдь не прямой. Как ты всё-таки вышла на неё? Почему не сразу после школы ты поступила на актёрский?
- Наверное, потому что в тот момент я ещё не умела сказать твёрдое «нет» и настоять на своём решении. Я окончила гимназию № 209 с золотой медалью, свободно знала английский и французский. И родители посчитали, что это необходимо применить при получении высшего образования. Я поступила в Университет на факультет международных отношений, там выучила ещё и немецкий. Я понимаю, что родителям было бы обидно, если бы мои школьные знания ни во что не воплотились. К тому же в то время, в середине 90-х годов, театры и кино переживали не лучшие времена. Это сейчас у молодых полно работы, хотя бы в сериалах бесконечных. Первые два университетских курса я с удовольствием училась. А на третьем курсе меня снова стало терзать желание обрести актёрскую профессию. Я стала ходить на уроки по танцу на курс Владислава Борисовича Пази, поначалу - для того, чтобы поставить танцевальный номер на празднике в Университете. Но - втянулась. Меня хорошо приняли ребята, хоть я и была просто гостья. 
Кор. То есть ты вела двойную жизнь: утром - Университет, а вечером - актёрский курс?
- Да. И ещё работала экскурсоводом в Юсуповском дворце, водила англичан, французов и соотечественников. Кстати, мне этот опыт очень помог в спектакле, работу экскурсовода знаю изнутри.
Кор. Но Университет ты всё же закончила?
- В какой-то момент Пази сказал папе: «Дмитрий Иванович, Вы дочку теряете». В конце третьего курса я заявила, что хочу уходить из Университета. У родителей был шок. Факультет международных отношений ведь кажется людям чем-то недоступным, элитным. И родители настояли, чтобы я получила таки университетское образование, а потом уже поступала в Театральную Академию. И я окончила Университет с красным дипломом. А потом поступила на курс к Вениамину Михайловичу Фильштинскому.
Кор. О потерянных годах не жалеешь?
- Я не считаю пять университетских лет потерянными. Я получила прекрасное образование, что для актёра не лишнее. Появился у меня и жизненный опыт. Я ведь, когда уже училась на актёрском, три года преподавала в Университете на кафедре Северной Америки, читала курсы «Мастерство публичной речи», «Культура США и Канады», «Этнические процессы США и Канады» и «Религии Северной Америки». Это была двойная жизнь, - ни там, ни там не знали о моих параллельных занятиях. Только когда стала появляться на телеэкранах в сериалах и фильмах, скрывать в Университете актёрство стало невозможным. Так вот, общение со студенческой аудиторией тоже помогло в сочинении спектакля по Кэрроллу. 
Кор. Сегодня родители уже согласны, что ты не напрасно сменила профессию?
- Труднее всего было убедить папу. Конечно же, поначалу он считал, что я теряю уникальные возможности, ухожу в неизвестность. Но после «Пикника с Алисой» сказал: «Да, ты можешь заниматься актёрской профессией».

Беседу вела Вера Николаева