Top.Mail.Ru

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Владимир Кантор,- «Петербургский театрал», 2020, № 1 (26), январь

Новая премьера Юрия Цуркану «Валентин и Валентина» по знаменитой когда-то советской мелодраме Михаила Рощина призвана вернуть в театр им. Ленсовета старого зрителя, которого вполне успешно распугал Юрий Бутусов, а вслед за ним продолжали попугивать молодые режиссеры, пришедшие ему на смену. На «Валентина и Валентину» можно возвращаться смело и уверенно, никаких подвохов кроме неработающего лифта на Малую сцену. В спектакле нет провокационных сцен, никакого осовременивания, и даже старое советское обращение «товарищ» на своем месте.

История первой любви перенесена художником Александром Храмцовым в стерильную белую комнату-бокс, внутри нее растет белое же, ветвистое древо, белые ветви прорастают сквозь стены черными. Конечно, это древо познания, история Адама и Евы проиллюстрирована в первом же пластическом этюде (режиссер по пластике – Евгения Хробостова). Другой цветовой акцент – оранжевый апельсин – здесь олицетворяет любовь. С ним играют молодые в первой сцене. С авоськами апельсинов появляется протагонист Прохожий (Александр Сулимов) и вдохновенно читает свой сентиментальный монолог, за что заслуженно срывает аплодисменты. Тот же апельсин, одиноко мерцая на опустевшей сцене, завершает финал.

Бытовые сцены разбавляются пластическими повторами. Например, Валентин (Владислав Ставропольцев) ревнует свою Валентину (Ася Прохорова): актриса идет по прямой, а артист ложится и идет вместе с ней, изображая тень. Это эффектно, но дублирует сыгранную драматически сцену. Или эпизод кошмарного сна: в каждой вещи Валентину мерещится изображение возлюбленной – бесчисленные ее портреты выпадают из книг, учебников, строительных мешков (он по пьесе подрабатывает грузчиком). Сцена могла выглядеть фантасмагорией.

Несмотря на всю многозначительность дерева, апельсинов, черного и белого, история любви, разбившейся о быт (пресловутая лодка появляется на сцене ближе к финалу), на высокое обобщение не тянет. Это не случай молодого Валерия Фокина, который с постановкой «Валентина и Валентины» обрел свой первый громкий успех в «Современнике», там Валентина сыграл молодой Константин Райкин.

Поколение разумных, крепко стоящих на ногах персонажей гораздо симпатичнее, тем более, что играют этих героев профессионально, сочно, в традиционной манере драматического театра. Чего стоит один нефтяник Володя. Сыгранный Алексеем Торковером в откровенно комедийной манере – надежный, целеустремленный, успешный. Его чувства к матери Валентина (Светлана Письмиченко) просты и понятны. Их сцена в поезде с Письмиченко и Маргаритой Алёшиной – одна из лучших в спектакле. А вот метания юной Валентины в какой-то момент заводят в тупик. После встречи с капитаном Гусевым (его убедительно и метко играет Кирилл Нагиев), она полностью подпадает под обаяние бравого и в меру сентиментального морячка и совершенно непонятно, почему героиня возвращается к невзрачному мямле, который весь спектакль сомневается, таскает мешки или бросается протирать пол. Намного тоньше исполнена роль старшей сестры Валентины – Жени (Анастасия Самарская). В начале – грубоватая, самодостаточная молодая женщина, давно преодолевшая иллюзии юности – дочь своей матери (ее уверенно играет Елена Кривец). Постепенно от сцены к сцене в игре Самарской раскрывается драма женщины, упустившей свое время. Надежды тают на глазах. Ей приходится довольствоваться служебной ролью любовницы. А все потому, что безумно хочется любить и быть любимой. Самый важный мотив пьесы – жажда любви и невозможность ее утолить, внятно звучит лишь в этой роли, но пока не слышен в игре главных героев

 

Текст: Владимир Кантор