В среду в БДТ имени Товстоногова отмечают юбилей Алисы Бруновны Фрейндлих. Накануне актриса, после двадцатилетнего моратория, вышла на сцену Театра имени Ленсовета в бенефисном спектакле "Оскар и Розовая дама", поставленном Владиславом Пази.
Долгая овация стоящего зала, возбужденная публика, охапки цветов и одна Алиса Фрейндлих. Она двадцать лет назад ушла из Театра имени Ленсовета, но так и осталась его первой и недосягаемой леди. К премьере "Оскара и Розовой дамы" выпустили очень убедительную программку: на архивных фотографиях Алиса Фрейндлих в спектаклях Игоря Владимирова, чуть не все роли стали хрестоматийными. Программка складывается подобно вееру, ее можно перелистывать бесконечно. Так театр напомнил о своих правах на великую актрису. Возвращение Алисы Фрейндлих на сцену Театра имени Ленсовета, пусть только в одном бенефисном, юбилейном спектакле (актриса по-прежнему остается в труппе БДТ), равно реально и символично. И, вероятно, уговаривая Алису Фрейндлих сыграть "Оскара и Розовую даму", главный режиссер театра Владислав Пази прекрасно это понимал.
Перевод новой пьесы популярного французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта сделали специально для Алисы Фрейндлих. "Оскар и Розовая дама" - сентиментальная монодрама. Розовая дама - сиделка-волонтер детской больницы, снискавшая любовь и доверие неизлечимо больного десятилетнего мальчика. Она уверяет, что в прошлом была знаменитой кэтчисткой, и рассказывает мало правдоподобные истории о своих поединках, но все они учат стойкости в поединках с жизнью. Но главное - она придумала такую игру, а вернее, спасительную форму существования, в которой Оскар каждый день может проживать как десять лет. И посоветовала писать письма Богу. Собственно, жанровый подзаголовок пьесы - "Четырнадцать писем Богу" - отражает структуру повествования. После смерти Оскара Розовая дама читает эти письма. В них десятилетний мальчик делает Бога своим конфидентом и заочным другом, проживает целую жизнь, насыщенную, трогательную и смешную, и покидает мир усталым и спокойным, в возрасте библейской молодости - ста десяти лет.
Казалось бы, что может быть скучнее, чем моноспектакль по четырнадцати письмам, тем более если идет он почти три часа. Но назвать моноспектаклем то, что делает на сцене Алиса Фрейндлих, решительно невозможно. Оставаясь в сером спортивном костюме, в естественном гриме, но чуть иначе наклонив голову, едва изменив модуляции голоса, Алиса Фрейндлих легко превращается из пожилой дамы в мальчишку или становится романтически настроенной девочкой. История, рассказанная в пьесе, становится выпуклой, почти осязаемой.
Казалось бы, в этом спектакле готовы были участвовать многие роли Алисы Фрейндлих, навсегда оставшиеся в воздухе Театра имени Ленсовета. Так кажется, когда она выходит на сцену и внимательно ее оглядывает, и бог знает, что ей вспоминается. Когда же смотришь на Оскара, не можешь не вспомнить хотя бы то, что Алиса Бруновна играла здесь и Малыша в "Малыше и Карлсоне". Впрочем, Алиса Фрейндлих и Владислав Пази не позволили себе зря ворошить прошлое: оно и так близко. Спектакль получился достаточно лаконичным и при всей щепетильности темы элегантным. Но его декларативная сдержанность хватает прямо за горло. Потому что не в силе лицедейства кроется главный секрет актерского высказывания Алисы Фрейндлих. Хотя по части лицедейства здесь всегда все было в порядке.
Однако самое ценное кроется в том, что мелодраматический сюжет "Оскара и Розовой дамы" Алиса Фрейндлих сбрасывает в такую бездонную пропасть бытийной глубины и так внятно и смело говорит о смерти и о жизни, что объяснить словами происходящее на сцене вряд ли возможно. О чем можно сказать? О том, как удивительно сияют глаза Алисы Фрейндлих? Как может она обернуться и замереть на секунду, чуть приоткрыв рот? О том, что она, кажется, заранее знает - счастливый финал невозможен никогда, но это не отменяет необходимости мужества, веры в легкость и свет? Угасающий Оскар вывесил над своей кроватью плакат: "Разбудить меня может только Бог". И возможно, секрет спектакля как раз в том и состоит, что Алиса Фрейндлих умеет разбудить Бога.
Елена Герусова