Top.Mail.Ru

Памяти друга

Александр Симуни,- "Народ мой" №12 (376) 30.06.2006

"... Тяжелая потеря... Умер... Известный петербургский режиссер..."
Замираю у радиоточки; в доли секунды подкорка пытается вспомнить мэтров преклонного возраста. И вдруг как удар: "... на шестьдесят втором году жизни... главный режиссер Театра имени Ленсовета, заслуженный деятель... Владислав Борисович Пази".
Слава!
Мы познакомились, когда ему было пятнадцать, мне тринадцать. В спектакле по книге А. Бруштейн "Дорога уходит вдаль", в театральной студии Ленинградского Дворца пионеров, я играл сына его сценического персонажа. У нас был очень сильный коллектив. После смерти его руководителя Л.Н. Новикова мы слились со студией Смольнинского ДПШ, находящегося в Кикиных палатах. Нашим общим руководителем-педагогом стал известный артист ленинградского Ленкома В.П. Поболь. Замечательные актеры - Владимир Особик, Елена Рахленко, Анатолий Егоров, представители других видов искусства, например, писательница Алла Драбкина, люди, на всю жизнь "отравленные" театром, подобные вашему покорному слуге, вышли из этих стен.
Слава Пази уже в отроческом возрасте выделялся на общем фоне; на первый взгляд трудно было уловить, чем именно. Актерствовали многие не хуже, режиссированием он в те годы не занимался. Быть может, особая сосредоточенность, театральная эрудиция и увлеченная преданность уже выбранной профессии изобличали весомость предстоящего. Дальнейшее более известно. Режиссерский факультет ЛГИТМиК. Работа в ряде российских городов. Художественное руководство русским драматическим театром в Бишкеке. Киргизы называли его "Уулу пази" - "Великий Пази"...
Поистине триумфальным было возвращение на невские берега - "Золотой софит" за спектакль театра имени В.Ф. Комиссаржевской "Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей", блестящая постановка "Тойбеле и ее демон" (по И. Башевису-Зингеру) в театре на Литейном, другие заметные спектакли. Наконец, десятилетие назад, назначение на пост главного режиссера Академического театра имени Ленсовета. Режиссерско-актерский триумф последнего времени - возвращение на эту сцену Алисы Фрейндлих ("Оскар и розовая дама").
Впрочем, о профессиональной ипостаси Владислава Пази могли бы лучше рассказать его непосредственные коллеги. В том числе актеры, не самый бесконфликтный народ, отдающие должное руководителю театра за интеллигентно-уважительное отношение. Режиссеры, которых он радушно приглашал на постановки. Критики, во всех случаях относящиеся к Пази с высочайшим пиететом. Особь статья - студенты его курса в Театральной академии, заботливо вводимые учителем в настоящий театр. Только что В.Б. Пази объявил об очередном наборе на курс. Не состоится... Не повезло очень многим - как повезло их предшественникам. Не повезло зрителям, соратникам по театральному цеху. Неизбывно горе родных и близких...
Думается, мы слишком часто повторяем некие сентеции: "Надо быть профессионалом..., деловой подход..., хороший человек - это не пофессия..." И тем самым впадаем в крайность какой-то бездарной прозы. Да есть у нас, при всех сложностях, немало профессионалов! Проблема-то как раз в том, что именно хороших людй - умных, тонких, образованных, доброжелательных, совестливых, наконец, - катастрофически не хватает. Повывелись. А Слава Пази был и навечно останется в нашей памяти именно таким человеком. Что делает его высокий профессионализм еще более полнокровным и властным над душами людскими. Четыре с половиной миллиона жителей в Северной Пальмире, а уход его, одного, - заметен. Возможно, небольшим утешением и оправданием для всех, кто знал этого прекрасного человека, будет тот факт, что мы это хотя бы понимаем...
Сравнительно недавно в "Ами" была опубликована беседа с Владиславом Пази. Ее автор - член группы петербургских еврейских художников "Пгишот" Татьяна Погорельская. Она знает режиссера со студенческих лет, оформляла первые его спектакли. Пази бывал у нас, "пгишотовцев", на Гатчинской, 22. В руководимом им театре ежегодно, 9 мая, проходили встречи и концерты для питерских евреев-ветеранов войны. Сценическое оформление концертов неизменно принадлежало Т. Погорельской. Так вот, пафос той беседы состоит в том, что Пази безусловно проявляет свою еврейскую сущность, но не в зримо национальном образе жизни, а в глубинно-нравственном, духовном... Наверное, это правда.
В идеале каждому еврею хорошо бы жить еврейской жизнью. Но кто из нас идеален? Слава Пази (для меня он Слава навсегда) был хорошим евреем. А самое главное - Человеком.
Александр Симуни