Современная мебель, ботфорты на шпильках, джинсы – действие пьесы Максима Горького у режиссера Василия Сенина перенесено в наши дни. Но если внешняя оболочка поменялась, то внутренние противоречия героев даже спустя более века остались прежними. Дом зажиточного мещанина Василия Бессеменова (заслуженный артист России Артур Ваха) и его жены Акулины Ивановны (заслуженная артистка России Светлана Письмиченко) неизменно предстает морально мертвым и унылым.
фото Юлии Смелкиной
Бесконечные разговоры, затянувшееся непонимание и утеря связи с меняющейся реальностью происходит изо дня в день у старшего поколения семьи Бессеменовых. Гремят постоянные ссоры главы семьи с дочерью Татьяной (Татьяна Трудова) и сыном Петром (Иван Шевченко). Дети уходят из-под контроля родителей, не делятся со стариками своими мыслями, молчат, отдаляются от них — и в разговорах, и физически, — не хотят оставаться с отцом и матерью в одной комнате, и даже как будто смеются над их словами.
фото Юлии Смелкиной
Классический текст произведения не меняется, постановщик показывает, что мещанство может существовать в любое время, — и сейчас, как сто лет назад. Вечный вопрос отцов и детей, желание жить по-другому, и, одновременно, эмоциональная неспособность жить вообще, — актуальные темы вне времени. Законы мещанства неизменны, и сын повторит судьбу отца.
фото Юлии Смелкиной
Вся семья Бессеменовых не живет, а существует. Энергичные персонажи в спектакле — все, кроме них: воспитанник семьи Нил (Кирилл Нагиев), швейка Поля (Виктория Волохова), квартирантка Елена Николаевна (Мария Полумогина), дальний родственник Перчихин (народный артист России Евгений Филатов) и нахлебник Тетерев (Всеволод Цурило). Даже солидный врач в летах, появляющийся в сцене отравления Татьяны (народный артист России Олег Леваков), и то выглядит более бодрым и настоящим, чем имитирующие жизнь хозяева дома.
Фото Юлии Смелкиной
В финале спектакля горько звучат слова Бессеменова, что надо продолжать терпеть и ждать. А после идут поклоны под песню Виктора Цоя «Все, что мне нужно — это несколько слов и место для шага вперед», — и она звучит как надежда на лучшее, являясь чуть ли не самым ярким и оптимистичным местом в постановке.
Автор: Дарина Львова