Top.Mail.Ru

Отчаянная игра в любовь и смерть

Елена Добрякова,- OK-inform.ru «Общественный контроль», 24.04.2014

 

Фото: Юлия Смелкина

Престижную премию «Золотая Маска» на днях вручили режиссеру Юрию Бутусову за уникальные поиски театрального языка. Были отмечены две его постановки: «Макбет. Кино» на сцене Петербургского Театра им. Ленсовета и «Добрый человек из Сезуана» на сцене Театра им. А.С. Пушкина (Москва)

«Макбет. Кино», несмотря на то что длится шесть часов кряду, настоящих театроманов не спугнет - если довериться этому действу, в котором столько страсти, что может позавидовать итальянский театр, если погрузиться в эту стихию музыки, движения, драмы, тоски, безумия, то время перестает существовать, остается только магия состояния. В другой своей постановке -  «Добрый человек из Сезуана» - Юрий Бутусов доказал, что спектакль по Брехту может быть очень лиричным, но сохранять при этом остроту и эпическую мощь.

В то же время почти незамеченным со стороны критиков прошел поставленный на Малой сцене Театра им. Ленсовета тем же Юрием Бутусовым спектакль LIEBE. SCHILLER по поэме Фридриха Шиллера «Разбойники». Хотя эту камерную постановку можно без преувеличения причислить к шедеврам современного театра.

Когда сидишь чуть ли не на сцене - и шаги актрис, задевающих ногами смятую газету, брошенную в полуметре от тебя, отдаются вибрацией и шумом в твоем теле, ты чувствуешь, что театр входит в тебя с потрохами. Когда ты видишь в подробностях все движения накрашенного красного рта от скулы к скуле, нервический звук поэтических речей и вдруг нечаянно выкатившуюся слезу героини, то в этот момент невольно и у тебя бежит слеза и перехватывает горло от пронзительной боли. Ты не понимаешь, к кому и к чему направлено твое сострадание. Оно просто есть - к миру, к женщине, к мужчине, к любящему неуспокоенному сердцу. 

На премьере LIEBE. SCHILLER я отчетливо поняла, что не боюсь тайны, не жду построенного сюжета и не стремлюсь уловить логику действий. Смыслы считываются на каком-то вербальном психоэмоциональном уровне. Тебя охватывает восхищение от того, что  творят пять молодых актрис на этой маленькой сцене. Ты видишь, как они ловко осваивают, подчиняют и превращают несколько квадратных метров театрального пространства в бесконечный мир бушующих страстей и состояний. По твоим нервным клеткам проходит ток от того, что переживают они: любовь, страсть, предательство, отчаяние и переход в смерть как одну из форм любви (по Ницше). Полное ощущение, что девушки не играют, а живут, и сценическая кровь, и тени вокруг глаз, и взлохмаченные волосы, и постоянные переходы от мужских образов и одежд к женским - лишь подручные средства для чего-то абсолютно оголенного, абсолютно истинного, чего нельзя объяснить никакими словами, а можно только ощутить и чувствовать, чувствовать, а потом вспоминать и жить этим состоянием.

Спектакль родился из этюдов выпускниц мастерской Сергея Женовача (РАТИ-ГИТИС). В них педагог курса, режиссер Юрий Бутусов увидел основу для создания двухчасового сценического действия. Прошло некоторое время, и сегодня девушки уже в штате театров: Евгения Громова  и Полина Пушкарук - «Студии театрального искусства», Юлия Соломатина и Вера Панфилова - Театра им. В. В. Маяковского, Наталья Ушакова - Театра «Современник».

Но даже хорошо все это и не знать, и не учитывать, а прийти на спектакль «чистым» зрителем. И только внимать, раскрыв глаза и уши, распахнув сердце. Я ужасно рада, что есть на свете такие девушки. Такие отчаянные и безумные актрисы. Они подарили мне веру в неумирающее искусство и никуда не уходящую из нас любовь.

- Как Бутусов добивается от своих актрис такой правдивости, остается тайной, - говорит редактор литературной части театра Вера Матвеева. - Актрисы играют спектакль о любви, глубокую лирическую исповедь о жажде невозможного. В итоге из пьесы Шиллера периода «Бури и натиска» оказалось вычленено то главное, ради чего стоит жить: семья, дом, любовь, преступление и прощение. Ведь любовь - LIEBE - прощает все, как это ни ужасно.

P. S. В 2013 году в рамках 5-го Международного фестиваля театральных дебютов «Tylos!» (Вильнюс, Литва) постановка Юрия Бутусова заняла первое место в номинации «Лучший спектакль», а в номинации «Лучшая актриса» награды удостоилась Наталья Ушакова.

Елена Добрякова 
Фото Юлии Смелкиной