Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Островский в Театре им.Ленсовета

Ирина Калинина,- «Зрительный ряд», 2006, № 20, 16 - 31 декабря

Когда-то артисты Театра им. Ленсовета: Анна Алексахина Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Евгений Филатов - вместе уже играли Островского. Это была пьеса «Таланты и поклонники», и было это лет 15 назад. В недавней премьере «На всякого мудреца довольно простоты» под руководством режиссёра Василия Сенина они встретились вновь, но получился совсем другой, непривычный для нас Островский. Об этом наш обозреватель побеседовала с заслуженной артисткой России Анной Алексахиной.

- Ваши первые впечатления после премьеры?
- Я рада, что зрители приняли наш спектакль. Был риск, что нас не поймут, обвинят в бесцеремонном отношении к классике. Этого, судя по зрительской реакции на премьере, не случилось.
- Как Вы оцениваете работы молодых артистов?
- Должна отметить всех и, прежде всего, Дмитрия Лысенкова в роли Егора Дмитрича Глумова. Дима проделал огромную работу. На его герое такая нагрузка - и энергетическая, и смысловая! Этот гениальный текст Островского нужно обжить, сделать своим. Мы уже не умеем так разговаривать, а молодое поколение и подавно не умеет. Они и мыслят по-другому, и язык у них совершенно другой.
- Такое было ощущение, что текст Островского кто-то переписал. Он звучал абсолютно современно.
- Как ни странно, мы не поменяли в этой легендарной пьесе ни одного слова. Единственная текстовая вольность: в нашей сцене с Мигицко - Крутицким герой должен был цитировать строчки Сумарокова, Державина, а мы заменили их на «певческие» цитаты из оперных арий. Смысл речей и образ ретрограда Крутицкого совершенно при этом не пострадал.
- А идея осовременивать комедию Островского пришла сразу или в процессе репетиций?
- Общая идея, цельное чувство спектакля принадлежит режиссёру. И он до последнего нас в тонкости замысла не посвящал. Василий очень неожиданный человек, и в процессе репетиций его иногда осеняло. Он говорил: «Господи, нас убьют за это. Ну ладно, давайте попробуем!» Очень многое рождалось прямо на площадке, на наших глазах. Он очень талантливый, одарённый человек. Это настоящая творческая радость, что у него была возможность работать нами, а у нас была возможность работать с ним. 
- Видно, что ваша совместная работа заражает актёров энергией. Мне кажется, что всякая интересная постановка несёт в себе множество открытий - и человеческих, и творческих? 
- Процесс был очень сложный. Я первый раз встретилась с этим режиссёром и не скажу, что мне было легко его понимать. Но я старалась делать всё то, о чём он просит. Именно потому, что была заведомо расположена к нему по прежним его работам. Доверяла ему. Рисунок роли выстроился совместно. Я сама в какой-то момент что-то предложила, он это подхватил и начал всячески развивать. А дальше я ему просто не сопротивлялась. Василий, как режиссёр, многое даёт артисту на откуп, если видит, что тот движется в необходимом для замысла спектакля направлении.
- А когда наступил тот момент, когда Вы сказали: «О, это и есть стержень моей роли!» Как Вы почувствовали, что это за женщина - Клеопатра Львовна Мамаева?
- Сразу было понятно, что никакие кринолины, веера, куртуазности к сегодняшнему дню отношения не имеют.
- Свою Мамаеву Вы слепили из конкретных женских образов, которые у всех на виду?
- Получается, что - да. Ведь так Клеопатру Львовну никогда ещё не играли. На моей памяти три спектакля по этой пьесе. Вахтанговский с Юрием Яковлевым - Глумовым, с детства я эту постановку очень любила. Потом - «ленкомовский» спектакль Марка Захарова с очень острой, гротесковой Мамаевой - Инной Чуриковой. И, конечно, спектакль Георгия Товстоногова в БДТ. Но главное - это сам Островский, понимание того, какие возможности для артиста даёт эта уникальная пьеса. Ты видишь, что такое настоящая драматургия, классика, когда пьеса построена с абсолютным знанием сценического искусства. Островский артистам, у которых большие роли, выкраивает время для того, чтобы прийти в себя, взять дыхание. Например, у Глумова есть сцены, где он не занят. Артист может остановиться, отдышаться за сценой, он не загнан, но и не остывает настолько, чтобы выйти и начинать с нуля. Он может распределить свои силы. Монологи перемежаются с жанровыми сценами. Сейчас утеряно это уникальное искусство - модель драмы, как наука.
- Вы из зала в роли Мамаевой смотритесь жёсткой, победительной красавицей. А близкие Вам люди знают Вас скромной, сдержанной, искренней. И я подумала: как здорово, когда можно что-то из себя вытянуть неожиданное, в реальной жизни не прожитое.
- Это счастье профессии. Я последнее время стала замечать, что играю роли настолько далёкие от меня! Каких-то роковых стерв, мерзких баб, с проститутским налётом, отвязных. Мне дочь даже говорит: «Мама, ты же совершенно другая». Счастье в том, что я могу сейчас играть эти роли. Чем дальше от себя, тем интересней. По молодости я всё играла бесконечных лирических героинь. Можно было никогда и не добраться до характерных ролей.
- Островский у Вас в репертуаре впервые?
- Нет. Я когда-то играла Негину в «Талантах и поклонниках». У Серёжи Мигицко была потрясающая роль Великатова, Женя Филатов играл Дулебова, Лариса Луппиан - Смельскую. Ставил Олег Леваков. Мы очень любили этот спектакль.
- Думаю, что люди, воспитанные на прежнем Островском, будут упрекать Вашего «Мудреца» и Клеопатру Львовну в частности в излишней откровенности.
- В спектакле «Ревизор» Мейерхольда из шкафа Городничего, как известно, выскакивала целая рота гусар. И аллюзии там были недвусмысленные. Просто ханжески к таким вещам не нужно относиться, а воспринимать их метафорично. Это не порнография, не эротика, а метафора. 
- Турусина в спектакле восклицает: «Злой быть грешно, а доброй глупо. Как жить на свете?» А Ваша героиня как для себя решает этот вопрос?
- Дело в том, - и режиссёр на этом настаивал, - каждый из героев прошёл путь Глумова. Поэтому спектакль и получился острым, захватывающим внимание, что режиссёр и про себя его ставил. К сожалению, актуальность темы никуда не ушла. Какова цена успеха? Способы пробиться наверх стали ещё более циничны, никто уже не скрывает пороки, а даже в открытую требует платы за свои услуги.
- Ваша героиня умна и коварна...
- На первых же репетициях стало ясно, что Мамаева фактически обыграла Глумова. Она всю сложившуюся ситуацию развернула «в свою пользу», практически добилась того, что в дальнейшем сможет пользоваться его услугами открыто. Василий ничего не упускает, обладает удивительной способностью расставлять акценты, в таком молодом человеке этот профессионализм удивителен.
- Для Вас, как человека, Глумов - герой, вызывающий сочувствие?
- Несколько дней назад у нас был совершенно иной финал. Василий его поменял, нас даже не предупредив. На одном из прогонов они сговорились с Дмитрием Лысенковым сделать именно так, и должна признаться, у меня был комок в горле, когда мы увидели, как Глумов безнадёжно медленно прошёл мимо всех нас, «сильных мира сего», в одиночестве в своей каморке стащил с себя свитер и остался в застиранной майке. Он понимает, что эти люди его раздавили. Понимает, что не в силах сопротивляться, а другого пути нет.
Очень хочется, чтобы зрители всё воспринимали, чувствовали. Мне кажется, что это очень серьёзная работа для всех для нас, и мы все будем сохранять и любить этот спектакль.
Беседу вела Ирина Калинина

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

АБОНЕМЕНТЫ

Уважаемые зрители! С 5 августа театр открывает продажу комплектов билетов (абонементов) с реализацией в свободном доступе только через кассу театра.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Спектакль "Три сестры", назначенный на 26 сентября, заменён на спектакль "Город. Женитьба. Гоголь.", начало в 18:00. Спектакль "Птицы", назначенный на 27 сентября, отменён. Приносим свои извинения!

Подробнее

ОТКРЫТА ПРОДАЖА БИЛЕТОВ!

Уважаемые зрители! Рады сообщить, что уже сегодня мы открываем продажи на спектакли сентябрьского репертуара! Вы можете приобрести билеты в кассе театра ежедневно с 11 до 19 часов. Подробная информация в кассе театра по телефону 713-21-91

Подробнее

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Поздравляем народного артиста России Ефима Александровича Каменецкого с 85-летием! Здоровья Вам, новых актёрских свершений на сценах Санкт-Петербурга. Мы всегда рады видеть Вас в нашем общем театральном Доме!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр