Александр Новиков. Он и не мечтал о театре. Поступил в ЛГИТМиК на курс к Игорю Владимирову как-то нелогично: после школы, на голубом глазу, без особого напряжения. И вот тот румяный наивный мальчик из семьи врачей превратился в умного, в меру упитанного мужчину в полном расцвете сил и недавно получил звание заслуженного артиста России.
Александр Новиков - истинный «владимировец»: азарт игрока, стахановская работоспособность и интеллектуальный подход к созданию роли свойственны всем ученикам мастера. Кроме того, если уж расставлять приоритеты в профессии, Новиков - ярый приверженец «старой школы»: он считает, что артиста по-настоящему «делают» только крупные роли классического репертуара. Он - преданный ценитель чутких партнеров. Он хотел бы выходить на сцену в сложном гриме. Но он же - противник актёрского фанатизма во всех его проявлениях: надрыва, вздутых жил, патетического серьеза, etc. И жгучий поклонник почти утраченного российским театром жанра оперетты, в котором весьма органичен. Александр Новиков выглядит человеком без страха и упрека. Без вредных привычек. Не был, не состоял, не замечен, не привлекался. Такие загадочно-правильные личности, особенно если они ещё и большие оригиналы, вызывают почтительный трепет. Про них пел Гребенщиков: «Есть люди, у которых обращаются «на вы». От их имени современный драматург Эрик-Эммануэль Шмит написал : «Оставьте нам сцену, а жизнь мы оставляем вам». Новиков - трудоголик: отдыхать не умеет, не любит, а потому как бы и не успевает. У него если не спектакли утром, днем и вечером, так непременно какая-нибудь репетиция или съемка. В то время как прочие успешные и востребованные коллеги рассекают на красивых авто и курсируют между Петербургом и Москвой в бесконечных поисках лучшей доли, артист Новиков степенно фланирует пешком между театрами Ленсовета, «Приют комедианта», Музкомедии и музеем Достоевского, наслаждаясь архитектурными красотами и улыбаясь прохожим. Добрая половина жителей Купчино и Московского района гордятся тем, что регулярно ездят в метро вместе с самим Федей Курочкиным. А некоторые ходят в театр им. Ленсовета только для того, чтобы на него посмотреть. Новиков крайне внимателен к работе коллег и очень любопытен. Если вы собираетесь на премьеру - приготовьтесь, что встретите в фойе возбужденного артиста Новикова, который рвется за кулисы поздравить с успехом - или норовит по-английски, не прощаясь, сбежать в антракте, если обнаружил провал. Новиков очень общителен. Если даже вдруг он случайно свободен от всякой работы, вы непременно найдёте его в закулисном буфете. Даже если он сыт, он должен ежесекундно поглощать «театр в собственном соку» впитывать его дух, атмосферу, старые и новые формы. О, слышали бы вы, как он разбирает спектакли! Ему бы рецензии в прессу писать. А видели бы вы, как он работает над ролью! Талант Александра Новикова многогранен. О том, с каким остроумием он плетёт рифмы вокруг театральных ситуаций и героев сцены и как потом читает свои беззлобные, но точные эпиграммы на капустниках, по городу ходят легенды. А ещё он чуть ли не с младенчества освоил ударные инструменты и научился пленительно исполнять романсы. В детстве от культпоходов в театр Саша увиливал, но как-то, уже в 10-м классе, был силком приведен в Театр им. Ленсовета на «Малыша и Карлсона», а затем случайно попал на «Вы чье, старичье?». После чего и отправился поступать в театральный, шокировав родных. После, в детских спектаклях, был и тем самым Карлсоном (спектаклю уже почти 40 лет), и енотом, и псом, и котом. А во взрослом репертуаре как будто скромничает. А может, ждёт режиссёра, который увидит его, наконец, в центральной роли. Впрочем, нельзя сказать, что он обижен невниманием режиссёров. Нваоборот, у каждого для него находится роль: то мудрого шута, то хитроумного плута, то ушлого притворщика. И в этих среднего калибра комических ролях угадывается масштаб Леонова и Папанова. Осталась, кажется, ерунда: вдохнуть - и донырнуть до их глубины. Но тут без режиссёрской помощи никак даже выдающимся комикам: лучше подождать, чем стать посмешищем. Что удивляет, у Новикова - пламенная страсть ко вводам. Обычно артисты как-то недолюбливают играть роли после своих коллег, а этот рад-радешенек, если доведется впрыгнуть в чью-то размятую, тепленькую роль. Так было в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений», где Новиков за несколько лет прошел путь от помрежа Антуана до любимой своей роли - дебелого драматурга, пишущего под псевдонимом Му де Звон. Первая попытка сыграть на сцене героя-любовника была предпринята двенадцать лет назад в спектакле «Лицо». Не убедил, как и в образе робкого Клеанта в «Мнимом больном». Любовь сценическая становится органичной артисту Новикову сегодня: без мелодрамы и пафоса, зато с коварством, как в «Веере леди Уиндермир», или обречённостью, как в «Night and day». Отлично получаются у Новикова уморительные простаки. Интересно, что внешний вид персонажей с внутренним миром самого артиста не совпадают совершенно. Пентюх или недотепа, шалунишка или разгильдяй, переросток или подкаблучник - образы чисто сценические. В жизни Александром Новиковым строг и справедлив. Страшен в гневе. Упрям. Он не изменяет себе внутренне и почти не меняется внешне. Так же похож на медведя-увальня, только всё реже прикидывается на сцене животным или ребёнком: меньше хлопочет, колоритней интонирует, играет острее. И вот уж благородная седина в голову. Осталось дождаться беса в ребро. Главная роль (которая дожидается актёра) представляется не однозначной - положительной, как Генри в «Смешных деньгах» по пьесе Куни, а трагифарсовой, выпуклой, масштабной, глубокой, напряжённо-драматичной. Артист Новиков максимально органичен в классике: ему невероятно подходит век девятнадцатый, тем паче Возрождение. Он мечтает о Гоцци, Гольдони, Мольере. Он мог бы стать шикарным Подколёсиным в «Женитьбе» Гоголя. Из последних ролей любопытен бесхарактерный Милан в спектакле «Night and day» по современной пьесе "Саранча». Тут еже виден новый Новиков: обозначена боль, но душевные шрамы словно нарисованы, мерещится нечто от трагического принятия судьбы, но слишком много сарказма. А спектакль по хитовой пьесе финна Мики Мюллюахо «Паника» в «Белом театре» - и вовсе неожиданность. В откровенной истории про фобии и комплексы обнаруживаем, что наш чаровник Сашечка Новиков... смачно ругается матом! И откуда же, мама дорогая, он слова такие знает? Покуда персонаж - 40-летний инженер Лео, эдакий финский Митрофанушка, - погружается в ад кризиса среднего возраста, артист ощутимо тревожится: не режет ли слух грубый текст из его уст? Вроде бы мат этот - обычное дело для нынешней «новой драмы». Но именно бранящийся Новиков производит впечатление катастрофическое. Лучше бы мы этого не слышали, как не слышим о его личной жизни, которую в лучших традициях старой актёрской этики Новиков обнес высоким забором с колючей проволокой. И честь ему, и хвала за то, что мы никогда не узнаем, влюблен ли, есть ли у него дача, умеет ли печь пироги и как выглядит его спальня. Дистанция огромного размера между талантом и поклонниками должна быть всегда.
Мария Кингисепп
|