Режиссер Евгения Богинская не делает разницы между Нью-Йорком и Москвой, говорит: “Много ли счастливых пар в Москве? Бесконечная череда встреч и расставаний, случайные или неслучайные люди приходят в жизни друг друга. 6 личностей современных людей рассказывают о простых вещах, переосмысливая, пропуская это через себя, учитывая свой характер, свою точку зрения”. Евгения Богинская представила петербургскому зрителю свою версию пьесы Уильяма Гибсона “Двое на качелях”, премьерные показы в театре им. Ленсовета состоялись 1 и 2 апреля.
Чтобы показать, что в такую историю может влипнуть каждый, режиссер множит персонажей, и пара из пьесы, адвокат Джерри и танцовщица Гитель, становятся тремя парами на сцене театра. Что невольно подталкивает зрителя к сравнению актерской игры и мастерства. Если история и универсальна, то актерский дуэт, Илья Дель и Лаура Пицхелаури, заметно выделяются из других актерских дуэтов. Невольно ловишь себя на сожалении, что они не играют всю историю.
“Я могу находиться лишь в двух состояниях, второе — полуобморок. Между прочим, последнюю женщину, которая предложила мне сесть и успокоиться, я потом не мог привести в чувство девять лет.”
История Гибсона “Двое на качелях” — это история о болезненной любви, где двое не могут ни сблизиться, ни расстаться, качели в названии подразумеваются эмоциональные, от любви к одиночеству. Текст пьесы весьма остр и резок, партнеры ранят друг друга словами, сменой настроения, молчанием, внезапным покиданием комнаты, давят на жалость, выпрашивают подачку внимания, доходит даже до физического насилия, когда Джерри бьет Гитель в живот, узнав об измене. Пьеса произвела бы впечатление даже в формате актерской читки.
Каким же оружием мне бороться с ней — язвенным кровотечением два раза в год? Поймать тебя в эту ловушку? Стать калекой и месяц за месяцем нуждаться в твоей заботе, только этим я удержу тебя, да?
Текста Евгении Богинской недостаточно, и она применяет множество художественных приемов, чтобы раскачать зрителя посильнее. В первой сцене напряженность и нервозность малознакомых людей показана через судорожные движения, актеры бьются, как в припадке, прыгают, трясутся, да и в следующих сценах действие насыщено хореографией (балетмейстер Нурбек Батулла). В сцене об измене удар журналом по лицу заменен на кулаком в живот. Что выглядит особенно жестоко, потому что зрители знают, что у героини язва желудка. Движения актеров сопровождает живая музыка, тревожные, грустные, отрывистые, ритмичные звуки виолончели (Александр Пономаренко) и перкуссии (Александр Шалимов) держат зрителя в напряжении. Минималистичные металлические двухэтажные декорации олицетворяют равнодушие мегаполиса, усиливают ощущение одиночества. А еще этот мельтешащий снег и картинки быстро проходящего поезда на заднике (видеохудожник Игорь Домашкевич, саунд-дизайнер Екатерина Кочержевская) вгоняют в состояние тревоги и острой невыносимости происходящего.
“с тех пор, как я слегла в постель, я ни разу не вздохнула свободно, мне нужно уйти, иначе я… задохнусь.”
Все это вместе создает тяжелую атмосферу, когда качели почти достают до “солнышка”, начинает подташнивать — можно понять тех зрителей, которые решили покинуть зал в процессе спектакля. Те, кто решил остаться, не получили счастливого финала, как и отношения, выстроенные по такому сценарию, никогда не заканчиваются happy end. В спектакле пара собирается расстаться, Джерри возвращается к жене в условную любовь, Гитель — к одиночеству.
“Вечные вопросы, в которых мы пытаемся разобраться всю жизнь, всегда актуальные, всегда важные, всегда острые, зачастую, болезненные. Вот эта пьеса, которая для меня стала поводом подумать о своей жизни и разобраться с какими-то своими отношениями” — говорит в интервью актер Илья Дель.
Надеюсь, этот спектакль позволит вам посмотреть на свою жизнь и отношения иначе. Надеюсь, себя в этих отношениях вы не узнаете.
Текст Катерина Егорова