Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Опыт чужой борьбы в спектакле Юрия Бутусова "Кабаре Брехт"

ЕЛЕНА ГЕРУСОВА,- Коммерсантъ, 17.09.2014

Театр имени Ленсовета показал премьеру спектакля Юрия Бутусова "Кабаре Брехт", поставленного по текстам Бертольда Брехта и музыке Курта Вайля в исполнении Молодой студии театра. Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

"Кабаре Брехт" — работа выпускников курса Юрия Бутусова в Санкт-Петербургской театральной академии, созданного по специальному набору Театра имени Ленсовета. После защиты дипломов курс остался работать в театре как Молодая студия. Подобные опыты сегодня никак не новость. Тут важнее ощущение преемственности традиций ленсоветовской труппы, ведь опыт создания Молодой студии в театре Игоря Владимирова в свое время дал отличные результаты и немало блистательных актерских имен. И в группе новых ленсоветовцев сложилась яркая коллекция актерских индивидуальностей. Bместе с тем, "Кабаре Брехт" очевидно продолжает линию политических музыкальных спектаклей Игоря Владимирова. Тут нельзя не вспомнить "Интервью в Буэнос-Айресе" и, тем более, "Трехгрошовую оперу".

Лаконичная сценография "Кабаре Брехт" выполнена в черно-красно-серой гамме Пролеткульта. Но вот сам спектакль, при его откровенной антивоенной направленности, далек от какой-либо агитки. Четким пунктиром в спектакле намечен треугольник отношений Бертольда Брехта (ББ, отличная роль Сергея Волкова), его жены — актрисы Елены Вайгель (София Никифорова) и его редактора и любовницы Маргарет Штеффин (Тоня Сонина).

Остальные исполнители названы в программке актерами театра ББ.

Однако самые важные в спектакле смыслы рождаются вовсе не на ниве драматизированной биографии Брехта, а в современном осмыслении даже не театрального наследия классика XX века, а его острого, болезненного и трагического чувства справедливого мира. Недаром начинается спектакль с зонга о прекрасной земле "Юкали" — его почти рычит сам ББ. И этот же зонг становится одним из финалов спектакля, вновь в исполнении ББ, только руки его теперь окровавлены. К несбыточной мечте о райской жизни не земле человек идет, истекая кровью. Своей и чужой.

У спектакля есть еще пара финалов, в том числе намеренно фальшивый, буржуазный, с танцем и убаюкивающей песней — вполне себе хэппи-энд.

Однако от буржуазной "правильности" перед началом спектакля просят отказаться даже публику: разрешают разговаривать по телефонам, топать, свистеть, даже курить, "если захватили с собой пепельницы и огнетушители". Реагировать на происходящее.

В новом веке опыт и нерв политического, гражданского театра Брехта, драматурга и режиссера, острее других понимавшего социальные темы, оказался вновь актуальным. Эмоциональная сила и правда такого театра в спектакле подчеркнута легкой иронией над беззубыми, мелодичными и очень приятными публике номерами из голливудских мюзиклов Вайля.

В спектакле звучит и музыка других композиторов: от французского шансона до заставки к программе "Время". Да и в осмыслении брехтовского наследия авторы спектакля все же далеки от канонизации своего героя. Брехт собственной своей особенно важной пьесой считал "Мать", написанную по роману Горького. В ленсоветовском спектакле монолог о металлической кружечке, пожертвованной фронту, оборачивается историей слепой лепты в дело продолжения войны, умножения смерти.

Брехта в XX веке назвали борцом за мир. Спектакль Бутусова — это тоже четкое антивоенное высказывание. C той лишь разницей, что его создатели не хотят никакой борьбы, которая приводит к войне.

Точкой откровения этого спектакля становится монолог, который играющий ББ Сергей Волков начинает с антифашистского текста Брехта о необходимом критическом отношении к разного рода благим намерениями, декларируемым лидерами наций, зовущими свой народ на борьбу. А заканчивает — выходом из роли, личным признанием, что вот он, вчерашний студент, не хочет быть мобилизован на какую-то чужую войну, а предпочтет быть беженцем. Звучит это сегодня по-настоящему трагически, и как-то сходу отсылает к сюжетам новостей.

Беда в том, что и убеждение, что лучшей борьбой за мир может стать пацифизм, видимо, тоже утопия. Поэтому и ищут, и не находят в итоге авторы спектакля более честного финала, чем третий трехгрошовый, cо знаменитым рефреном "сначала хлеб, а нравственность потом". Со времен Брехта мир не стал гуманнее. Но в студии Театра имени Ленсовета с таким миром не согласны.

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

В связи с болезнью актрисы, назначенный на 18 июня спектакль "АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ" переносится на 19 июля. Билеты действительны. Желающие сдать билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 23 июня включительно. Приносим свои извинения!

БЕГЛЕЦ

11 июня спектакль "Беглец" был сыгран в рамках конкурсной программы II Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского" на Другой сцене Московского театра "Современник"

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! 21 июня вместо спектакля "РУССКАЯ МАТРИЦА" пойдет спектакль "МЁРТВЫЕ ДУШИ". Билеты действительны. Желающие вернуть билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 26 июня включительно. Приносим свои извинения!

АКТЕРСКИЙ ПОКАЗ

Театр выражает благодарность всем принявшим участие в актерском показе. Мы оповестили тех, кто нас заинтересовал. Остальным желаем удачи!

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ

30 мая в фойе театра состоялось открытие выставки сценографии и театрального костюма "Пространство" в рамках лаборатории "Пространтсво сцены".

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр