Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Опыт чужой борьбы в спектакле Юрия Бутусова "Кабаре Брехт"

ЕЛЕНА ГЕРУСОВА,- Коммерсантъ, 17.09.2014

Театр имени Ленсовета показал премьеру спектакля Юрия Бутусова "Кабаре Брехт", поставленного по текстам Бертольда Брехта и музыке Курта Вайля в исполнении Молодой студии театра. Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

"Кабаре Брехт" — работа выпускников курса Юрия Бутусова в Санкт-Петербургской театральной академии, созданного по специальному набору Театра имени Ленсовета. После защиты дипломов курс остался работать в театре как Молодая студия. Подобные опыты сегодня никак не новость. Тут важнее ощущение преемственности традиций ленсоветовской труппы, ведь опыт создания Молодой студии в театре Игоря Владимирова в свое время дал отличные результаты и немало блистательных актерских имен. И в группе новых ленсоветовцев сложилась яркая коллекция актерских индивидуальностей. Bместе с тем, "Кабаре Брехт" очевидно продолжает линию политических музыкальных спектаклей Игоря Владимирова. Тут нельзя не вспомнить "Интервью в Буэнос-Айресе" и, тем более, "Трехгрошовую оперу".

Лаконичная сценография "Кабаре Брехт" выполнена в черно-красно-серой гамме Пролеткульта. Но вот сам спектакль, при его откровенной антивоенной направленности, далек от какой-либо агитки. Четким пунктиром в спектакле намечен треугольник отношений Бертольда Брехта (ББ, отличная роль Сергея Волкова), его жены — актрисы Елены Вайгель (София Никифорова) и его редактора и любовницы Маргарет Штеффин (Тоня Сонина).

Остальные исполнители названы в программке актерами театра ББ.

Однако самые важные в спектакле смыслы рождаются вовсе не на ниве драматизированной биографии Брехта, а в современном осмыслении даже не театрального наследия классика XX века, а его острого, болезненного и трагического чувства справедливого мира. Недаром начинается спектакль с зонга о прекрасной земле "Юкали" — его почти рычит сам ББ. И этот же зонг становится одним из финалов спектакля, вновь в исполнении ББ, только руки его теперь окровавлены. К несбыточной мечте о райской жизни не земле человек идет, истекая кровью. Своей и чужой.

У спектакля есть еще пара финалов, в том числе намеренно фальшивый, буржуазный, с танцем и убаюкивающей песней — вполне себе хэппи-энд.

Однако от буржуазной "правильности" перед началом спектакля просят отказаться даже публику: разрешают разговаривать по телефонам, топать, свистеть, даже курить, "если захватили с собой пепельницы и огнетушители". Реагировать на происходящее.

В новом веке опыт и нерв политического, гражданского театра Брехта, драматурга и режиссера, острее других понимавшего социальные темы, оказался вновь актуальным. Эмоциональная сила и правда такого театра в спектакле подчеркнута легкой иронией над беззубыми, мелодичными и очень приятными публике номерами из голливудских мюзиклов Вайля.

В спектакле звучит и музыка других композиторов: от французского шансона до заставки к программе "Время". Да и в осмыслении брехтовского наследия авторы спектакля все же далеки от канонизации своего героя. Брехт собственной своей особенно важной пьесой считал "Мать", написанную по роману Горького. В ленсоветовском спектакле монолог о металлической кружечке, пожертвованной фронту, оборачивается историей слепой лепты в дело продолжения войны, умножения смерти.

Брехта в XX веке назвали борцом за мир. Спектакль Бутусова — это тоже четкое антивоенное высказывание. C той лишь разницей, что его создатели не хотят никакой борьбы, которая приводит к войне.

Точкой откровения этого спектакля становится монолог, который играющий ББ Сергей Волков начинает с антифашистского текста Брехта о необходимом критическом отношении к разного рода благим намерениями, декларируемым лидерами наций, зовущими свой народ на борьбу. А заканчивает — выходом из роли, личным признанием, что вот он, вчерашний студент, не хочет быть мобилизован на какую-то чужую войну, а предпочтет быть беженцем. Звучит это сегодня по-настоящему трагически, и как-то сходу отсылает к сюжетам новостей.

Беда в том, что и убеждение, что лучшей борьбой за мир может стать пацифизм, видимо, тоже утопия. Поэтому и ищут, и не находят в итоге авторы спектакля более честного финала, чем третий трехгрошовый, cо знаменитым рефреном "сначала хлеб, а нравственность потом". Со времен Брехта мир не стал гуманнее. Но в студии Театра имени Ленсовета с таким миром не согласны.

Экскурсии

Уважаемые зрители! 27 марта в рамках программы «Всемирный день театра» приглашаем вас на бесплатные групповые экскурсии по театру. Экскурсию проводит зав.музеем театра им.Ленсовета Вера Николаевна Матвеева.

Подробнее

«МЕДЕЯ» в Москве

20 февраля спектакль Евгении Сафоновой «МЕДЕЯ» будет показан в Москве на Малой сцене Театра Наций в рамках программы «Маска Плюс» фестиваля «Золотая Маска». Начало в 20.00.

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 27 марта на Большой сцене вместо спектакля «Смерть коммивояжера» будет сыгран спектакль «РЕВИЗОР». Начало в 19.00. Билеты действительны. Приносим свои извинения!

Подробнее

Последний спектакль

Уважаемые зрители! 25 марта спектакль «Кабаре Брехт» будет сыгран в последний раз.

Абонементы

Уважаемые зрители! С 4 февраля 2019г. открыта продажа комплектов билетов по специальной цене на спектакли, заявленные в репертуаре театра на февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр