Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Опасные игры

Владимир Петров, -«Петербургский театральный журнал», 2001, № 24

Любовь играть в театре очень опасно. Это обычно кончается влюбленностями, переходящими в жизнь, распадом семей и прочими драмами. Это сложная история. Все остальные сильные чувства (ревность, ненависть, ярость, злоба) не обладают такой властью, не перехлестывают через сценические отношения, хотя в жизни люди этим часто живут и даже умирают, когда исчезает объект ненависти, как умирают, когда исчезает объект любви (я знаю такие случаи, знал семейную пару, которая жила в страшной ненависти лет десять, последние годы - с руганью, драками, ударами в спину, плевками, а когда он умер, она растерялась и умерла через полгода, потому что все кончилось). Но что касается сцены, то я тысячу раз могу быть на сцене абсолютно убедительным и точным Яго, а потом мы с Отелло выпьем пива, и все будет в порядке. Последствий не остается. А хорошо сыгранная, прочувствованная на сцене любовь обязательно имеет опасные последствия в силу того, что она не действенна. Ненависть или месть действенны (я совершаю поступки), в любви действия нет, ты подменяешь действие своей кровью, а значит, это входит в тебя, развалы твоей души включаются в работу, и ты начинаешь болеть этим уже помимо предлагаемых обстоятельств пьесы. Это не проходит бесследно, ты же не можешь выбросить, выключить то, что сейчас испытал на сцене, - и мы выходим со сцены другими.
Любовь - это же всегда придуманная история, мы влюбляемся в собственный вымысел, конструируем человека, в которого влюбляемся, и главная задача нашего избранника - не поломать эту конструкцию, соответствовать твоему сочинению, не разломать твой вымысел нелепым поведением, глупым словом, хамством (редкое счастье, когда фантазия совпадает с действительностью). Любовь всегда - собственное изобретение, кристаллизация, ты придумываешь человека, а он только должен дать тебе возможность его придумать. То же - с партнером, мы выходим со сцены, придумав его себе, хотя подчас сформулировать что-то трудно. Об этом хорошо сказала Надя Живодерова, с которой мы играли Машу и Вершинина в «Трех сестрах»: «Я люблю Вершинина благодаря Петрову, хотя ничего между нами сказано не было, все - на уровне взглядов. Все. Больше ничего об этом говорить не хочу».

И даже если люди берут себя в руки, сохраняют семьи - все равно обязательно начинается боль, мука, отношения уходят в жизнь. И если ничего не происходит в реальности, человек просто начинает сниться, ты чувствуешь, что и ты ему снишься... То есть начинается какая-то другая жизнь, которая подавляется нравственностью, моралью, здравым смыслом (ты же понимаешь, что это перехлест, особенно когда такая история происходит с тобой не в первый раз и ты соображаешь, что это последствия подробного вживания в образ), но с этим очень трудно бороться.

Чтобы сыграть любовь, конечно, нужно испытывать тягу к партнеру. На моей самой недавней памяти в одном спектакле у двух актеров любовь получилась, в другом у нее появился любимый - и любовь на сцене не получилась. Все. Она пыталась по старой памяти что-то делать, но ее сердце было погружено в другого человека, и с тем же партнером не получалось ровно ничего. Про это написана гениальная пьеса «Тойбеле и ее демон»: одного и того же человека, Элханона, Тойбеле не может видеть в одном облике и любит в другом. Это абсолютно точное понимание любви - когда нет никаких аргументов. Знаете, говорят, что влечение - это химия, есть ферменты, запахи пота, которые притягивают, которые отталкивают... Но здесь - тот же самый человек, тот же химический состав, и одного она любит, а другого не терпит. И где эта тайна? И как это сыграть? Только через себя.

Когда-то один из моих первых учителей сказал мне: «Володя, артист должен страдать, кровь, боль, слезы полезны для профессии». Если ты абсолютно целый, в тебе нет бреши, если тебя не пробило никакое сильное чувство, если в тебе нет раны, - тебе нечем играть. Ты не можешь представить себе проблемы Кристиана, Сирано или Роксаны, тебе не объяснить проблем «Живого трупа» (да разведитесь и живите!). Артисту, который не пережил этого, невозможно объяснить, как это - и жить не могу и не жить не могу. Я не думаю, что новое поколение чем-то отличается от нас, может быть, молодые меньше открыты в сторону романтики и вообще более закрыты.

Наиболее «любовный человек» для меня - это Бунин. Это моя маленькая страсть, склонность. Он наиболее точно (для меня) переживает любовь - то чувство, которое меньше всего ассоциируется со словом счастье. Без любви жизнь теряет краски, остроту, но когда она приходит и тебя сражает - это почти всегда больно. Я знаю только одно: все нам посылается во испытание, все - тайна, и ко всему, даже к радости, даже к счастью и к безумному везению надо относиться как к испытанию. Тогда легче жить, легче вставать, переносить трагедию, жить дальше.

В театре любовь воплощается трудно, в отличие от литературы. Я завидую писателям, художникам, поэтам. Они связаны только с собой, со своим собственным аппаратом, в театре ты связан с огромным количеством людей, от настроения, выражения глаз которых, от таланта, обаяния и опыта которых зависит чрезвычайно много. Потому что любовь сыграть нельзя, это не сюжет. Может моргать свет и звучать скрипка, а ничего не ладится. Любовь в театре - это чудо в чуде, каким является сам театр.

Декабрь 2000 г.

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр