Top.Mail.Ru

Они сошлись

Мария Кингисепп,- «Петербургский театрал», 2023, № 1 (41), январь - февраль

В зимней афише Театра им. Ленсовета появилась изысканная премьера: музыкально-поэтический спектакль «Евгений Онегин. Страницы романа».

Это совместный проект Академического театра имени Ленсовета и Академической Капеллы Санкт-Петербурга. Ключевое слово здесь — «академический», а контрапункт — слияние классической поэзии (Пушкин — наше все) с классической музыкой (Чайковский — великий композитор) в классическом же исполнении (драматические артисты и профессиональные музыканты). Перефразируя поэта, они сошлись: стихи и музыка, театральный и концертный зал. А помимо жанров и форматов, здесь также сошлись и чудно совпали намерения руководителей двух организаций: литературно-музыкальную композицию они превратили в возвышенное действо.

И у действа есть своя предыстория. Ленсоветовцы еще с допандемийной поры сочинили литературно-просветительский перформанс «Связь времен»: читали русскую классику и современную, преимущественно петербургскую, литературу (к слову, читки эти переросли в репертуарные спектакли по Бунину, Булгакову и Достоевскому). В Капелле тоже энное количество лет назад затеяли цикл «Музыка и слово». Там вообще то и дело от традиционного формата совершают «шаг в сторону» самых разнообразных ходов. Чего стоит лишь одна недавняя акция, когда футболисты «Зенита» вдохновенно рисовали картины под аккомпанемент органа...

В Ленсовета и в Капелле справедливо считают Пушкина и Чайковского гениями, отсюда уважительный, глубокий, вдумчивый подход к подаче материала, который лежит в основе проекта как у авторов идеи проекта — худрука театра Ларисы Луппиан и директора Капеллы Ольги Хомовой, так и у режиссера-постановщика Олега Левакова, знающего толк в музыкальном театре и в художественном слове.

О, это предвкушение, когда оркестранты выходят, рассаживаются и настраивают свои инструменты, а затем появляются артисты в концертных костюмах! О, эта волнующая, торжественная, праздничная атмосфера!.. Оркестр играет по нотам, чутко реагируя на мимику и жесты обаятельного дирижера (Александр Чернушенко) и на филигранную игру интонаций голосов артистов. Слаженный актерский ансамбль (в лице яркой Анны Ковальчук, полного экспрессии Сергея Мигицко, харизматичного Сергея Перегудова и молодых дарований — Виктории Волоховой и Максима Сапранова) то элегантно располагается в ряд на авансцене, то расходится к боковым кулисам (например, в сцене дуэли Онегина и Ленского), то поочередно выходит в центр (декламируя письмо Татьяны).

Пушкина читают, в основном, наизусть, хоть каждый и держит в руках страницы романа. В этом моменте кроется коварная профессиональная ловушка. Когда распечатка является чем-то вроде части рисунка роли, элементом костюма, перформативной условностью, и всегда можно подглядеть, если забыл (или если режиссер дал такую установку — «подглядывать»), то вроде бы нет нужды запоминать свой текст дословно (это только иллюзия, что все мы знаем «Онегина» от корки до корки). Возможно, поэтому отдельные слова, фразы, а то и целые строки внезапно вылетают то у одного, то у другого исполнителя из головы. Но публика прощает, ибо почтительно внимает как завороженная.

Нужную долю театральности добавляют штрихи и нюансы. Так, Мигицко здесь — камертон, почтенный литератор с белым пером в руке. Но может и вскочить резво, дабы изобразить, как балерина Истомина «быстрой ножкой ножку бьет». Партнеры его то входят в отведенные им роли (Ковальчук — Татьяна, Перегудов — Онегин, Волохова — Ольга, Сапранов — Ленский), то распределяют между собой авторский текст, что льется буквально «из-под пера».

Отдельное удовольствие и элемент интеллектуальной игры, заданной музруководителем и создателем оркестровки Евгением Стецюком — угадывать музыкальные фрагменты. В зависимости от психологических акцентов и сюжетных перипетий, произведения подобраны разные. По преимуществу, разумеется, это опера «Евгений Онегин». Однако знающие люди да определят на слух оперу «Пиковая дама» и балет «Лебединое озеро», фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года»...

Камерное действие длится без малого два часа без антракта. Взята лишь событийная канва, ведь полный текст романа звучал бы намного дольше. Но даже подобное избирательное прикосновение к хрестоматийному материалу — несказанная услада для глаза и слуха интеллигентного петербургского зрителя или гостя культурной столицы, будь то заядлый театрал, бывалый меломан или случайный зритель, одним культпоходом «закрывший» посещение и спектакля, и концерта.

 

Мария Кингисепп