Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Она - на все времена!

Лев Сидоровский,- «Невское время», 2009, 8 декабря

75 лет назад родилась Алиса Фрейндлих


ПОМНЮ один из самых-самых первых ее спектаклей... Задумалась за столом девчушка, задумалась и напевает: «Сидели два медведя на ветке зеленОй. Один сидел, как слеДЫВАИТ, другой болтал ногой...» Вроде чепуховая песенка? Но мы в зрительном зале не могли шелохнуться, потому что за этой, казалось бы, ерундишкой каждой клеткой ощущали трудный внутренний монолог героини Алисы Фрейндлих... Так было в театре, недавно получившем имя Комиссаржевской, где «свеженькая» выпускница театрального института очень заразительно играла, кстати, не только девочек, но и мальчиков - Котьку в пьесе «Светите, звезды!..», Гогу в «Человеке с портфелем»...
Молоденькая актриса сразу привлекла особое внимание и зрителей, и журналистов. А лично мне познакомиться с ней посчастливилось летом 1961-го в Сочи, где проводил отпуск и куда на гастроли прикатил наш Театр имени Ленсовета. Собираясь по сему поводу проинтервьюировать для еженедельника «Театральный Ленинград» нового главрежа Игоря Владимирова, вдруг рядом с ним обнаружил и Алису. (Тогда еще не имел понятия о том, что Фрейндлих, приняв от Игоря Петровича предложение руки и сердца, только что перешла в этот коллектив.)
Вскоре именно там стала она «всесоюзно» знаменита. Сейчас, вспоминая те ее спектакли («Таня», «Варшавская мелодия», «Женский монастырь», «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская» - да разве все перечислишь?), отчетливо понимаю: она всегда была главным центром притяжения, и даже самая бытовая роль возвышалась ею до поэзии... Шли годы, она официально стала «народной», появлялись всё новые работы - и мы опять оказывались в плену у ее таланта, и снова волнение перехватывало горло... 
Спустя годы стала примой БДТ и киноэкрана...
***
СКОЛЬКО за почти полвека у нас с Алисой Бруновной было говорено-переговорено - слава Богу, всё сохранилось на диктофонных пленках разной поры. Вот, например, как однажды размышляла она по поводу «принципа, по которому выбирает себе роль»:
- Не знаю, «принцип» ли это, но хочется исследовать себя в мире, где еще не была. Потому что, мне кажется, если говорить о чувстве ответственности, то оно диктует и необходимость не повторяться, не угощать зрителя одним и тем же блюдом... Скучно и стыдно тиражировать то, что уже найдено, хотя, наверное, без этого не обойтись. Разные актеры работают по-разному: одни ищут отправные точки где-то вне себя, другие - в себе. Я, например, всегда искала их как раз внутри себя. Но ведь я же не беспредельна, чтобы без конца еще и еще раз обнаруживать это новое... Самоповтор грозит неминуемо. Однако, если работает самоконтроль, тогда возможно то, что уже было внутри тебя, повернуть чуть-чуть иным ракурсом - и уже, смотришь, обнаружилось что-то новое...
Тут я бросил реплику насчет того, что уж моей-то собеседнице самоповтор точно не грозит - не случайно же в характеристике, которую ей дали на выходе из театрального института, помнится, значилось: острохарактерная актриса. Алиса Бруновна согласно кивнула головой:
- Да, в характеристике, подписанной моим учителем Борисом Вульфовичем Зоном, было указано: травести и острохарактерная... Ну, травести - это, как известно, роли детей, а дети так разнообразны! Так что характерность, которая требуется от исполнительниц этих ролей, очень пригодится и для иных, самых разных возрастов...
- А ведь актеру для создания новой характерности, - заметил я, - и в театре, и в кино, пожалуй, много проще, чем актрисе: прилепил нос, бороду - и вот уже определился внешний рисунок роли... 
Но Фрейндлих возразила:
- И у актрис возможностей совсем не меньше: тоже лепи нос, надевай парик, и метаморфозы с фигурой вполне доступны... Правда, не всем женщинам на сцене и экране хочется себя уродовать. Что касается меня, то отношусь к этому спокойно. Рассуждаю примерно так: коли выставляю себя прилюдно в подобном обличье (помните, на экране в первой части «Служебного романа»?), то уж потом-то, в своем нормальном виде, наверняка буду казаться краше, чем есть на самом деле... Однако чисто внешнее перевоплощение - дело несложное. Куда важнее для актера перевоплощение именно внутреннее. Глубоко убеждена, что в каждом человеке заложено множество жизней, но реализует он из того, что дано от природы, наверное, лишь одну сотую. Главная задача для представителя моей профессии: отыскать в себе эти дремлющие точки и развить до нужного образа, до нужных размеров, которые диктует пьеса и тот характер, что предстоит создавать. Смотреть и слушать у нас умеют все, а ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ - увы... Люди искусства эти глаголы обязаны различать, обязаны тренировать свой организм, чтобы именно «видеть» и «слышать» - и не только вне себя, но и внутри себя: отсюда проистекают те самые магические токи, которыми творчество живет, которыми питается...
А что же память детства? Она в работе над ролью помогает?
- Конечно, ведь детская память очень цепкая... Главное впечатление моего детства - война, блокада. Хорошо, например, помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка - и поэтому мы выжили... Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния дала нам возможность всё-всё запомнить... Может, когда-нибудь напишу об этом... Однако вместе с трудным, с очень страшным в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у блокадников была особая потребность в улыбке - видимо, в этом заключалась какая-то психотерапия, какая-то защита...
***
В ТУ ПОРУ отца в их семье уже не было. Ее мама, Ксения Федоровна Федорова, познакомилась с актером Бруно Артуровичем Фрейндлихом в Театре рабочей молодежи. Но перед самой войной они расстались. Отец вместе с ТЮЗом уехал в эвакуацию, а мама с Алисой пережили здесь всю блокаду: Ксения Федоровна работала на военном заводе. В родной город Бруно Артурович вернулся с новой семьей... Когда дочке пришла пора выбирать профессию (у Алисы было высокое меццо-сопрано, и ее прочили в консерваторию), отец сказал: «Ты же кроха, а там фактура нужна, поэтому твой удел - драматическая сцена». Разумеется, избежать противных кривотолков (мол, известный артист, премьер Александринки пытается пристроить свою дочь) не удалось, однако Алису это только раззадорило:
- Видимо, у меня оказалось крепкое темечко - я просто не впустила их в себя. К тому же любое шушуканье вызывало во мне приливы здоровой злости: мол, докажу, что я и сама по себе кое-что значу!
***
КАК она определяет свою актерскую тему?
- Моя тема? Не знаю... Может, женское одиночество - во всяком случае, играть про это всегда было интересно. Вероятно, потому, что подобное состояние мне и в жизни близко...
Особую известность когда-то, на ленсоветовской сцене, принесли ей музыкальные спектакли: ее нежнейший камерный голос нас очаровывал. Потом, в БДТ, таких уже не было. Скучает по ним?
- Скучаю. Но те спектакли сослужили мне и дурную службу: музыка обычно записывалась на фонограмму, а угнаться за фонограммой непросто - вот и надсадила связки, заработала болезнь профессиональной певицы... Кстати, некоторый зритель стал со временем оценивать меня не по тому, что играю, а по тому, что пою. Как-то в одном городе в праздничный день выхожу в концерте на сцену - и вдруг слышу заплетающийся, но довольно-таки громкий голос: «Спой, пож-ж-жалуйста, «у природы н-нет п-плохой погоды» - и б-больше ничего не надо...» Значит, кое для кого как актриса я оказалась на втором плане, а как поющая единица - на первом? Это немного огорчает...
Помогает ли ей в работе, вообще в жизни, родной город?
- Еще как! И это - с детства. Мы жили на Мойке, окнами на Исаакий - представляете! А моя школа - то самое, знаменитое, со львами, здание Монферрана. Когда девочкой проделывала этот путь, от дома до школы, то, случалось, просто плакала: оттого что вокруг - такая красота!..
***
С ТОЙ ПОРЫ много воды утекло. Ныне - другие времена, нравы... Какие привычки и манеры современников ей особенно не по душе? Задумалась:
- Один из главных признаков интеллигентности - не считать себя центром мироздания. Если же кто-то считает себя именно таковым, он для меня уже не интеллигентен, даже если проштудировал тысячи книг...
А чувство благодарности - насколько оно для актрисы в человеке ценно?
- Люди, лишенные этого чувства, для меня - уже как бы второй сорт...
Интересуюсь: есть ли такие среди «народных» артистов? Усмехнулась:
- Увы, и среди «народных»... Оттого, наверное, что одни избалованы зрителем, другие лишены чувства юмора по отношению к себе, для третьих, как уже говорила выше, собственное «я» есть главное во всех рассуждениях...
Когда я осторожно поинтересовался насчет того, какой возраст в жизни актрисы, на взгляд моей собеседницы, для творчества - самый благоприятный, вздохнула:
- Не знаю, как у других, но вот у меня, пожалуй, пока что самым благоприятным был период от тридцати пяти до сорока пяти. Когда молодость еще не покинула, сил еще полно, но уже пришел определенный и жизненный, и творческий опыт. Поэтому авторский текст произносишь уже не в пустоте, а опираешь его на что-то прожитое, на собственную боль... Ну а после сорока пяти, увы, начинается диссонанс между еще не увядшей душой и уже увядающим телом. Страшные муки...
***
ОДНАКО мне в зрительном зале всё более становится ясно, что относительно этой актрисы «возраст» - понятие весьма условное, для чего вполне достаточно увидеть ее в «Калифорнийской сюите», «Квартете», «Дядюшкином сне»... Ну и, конечно же, - на «старой» ленсоветовской сцене, в спектакле «Оскар и Розовая дама», который воистину потрясает. Как пронзительно ее героиня проживает там судьбу умершего от рака мальчика; как постепенно в него превращается, читая письма ребенка к Богу, которые учила Оскара писать сама... Оскар в этой придуманной игре за десять дней проживает целую жизнь, так же, как актриса целую жизнь - за спектакль...
У нее - одной из самых гениальных актрис двадцатого и двадцать первого веков (впрочем, она - на все времена!) - масса разных наград, званий, среди которых, наверное, особо значимое - Почетный гражданин Санкт-Петербурга. Еще она - мама и бабушка, кстати, полная вот такого беспокойства: 
- Увы, люди сегодня теряют нравственность со столь бешеной скоростью, что становится страшно за внуков. Ведь они попадают в эту же атмосферу и возрастать будут в ней. Успею ли увидеть их большими?..
Однажды я ее спросил: «Алиса Бруновна, вы счастливы?» 
Грустно улыбнулась:
- И да, и нет...
Лев Сидоровский

Закрытие сезона

Уважаемые зрители! В этом году театр закроет сезон 6 июля. Новый сезон откроется 9 сентября. Афиша на сентябрь уже опубликована на сайте. Ждем вас на наших спектаклях!

Поздравляем!

Поздравляем актрису Елену КРИВЕЦ с юбилеем!

Режиссерская лаборатория

По результатам режиссерской лаборатории "Пространство драматурга" по пьесам Аси Волошиной право постановки в следующем сезоне на Малой сцене получила режиссер Евгения Богинская с пьесой "Тело Гектора".

Гастроли в Южно-Сахалинске

22 июня спектакль "Город. Женитьба. Гоголь." будет сыгран в Южно-Сахалинске в рамках программы Межрегионального театрального фестиваля "Сахалинская рампа" на сцене Сахалинского Международного театрального центра имени А.П.Чехова

Гастроли в Красноярске

С 24 мая по 2 июня в рамках фестиваля "Театральный синдром" состоятся гастроли театра в Красноярске со спектаклями Юрия БУТУСОВА «КАБАРЕ БРЕХТ», «МАКБЕТ.КИНО.», «ГОРОД.ЖЕНИТЬБА.ГОГОЛЬ.», «ТРИ СЕСТРЫ» и акцией Юрия Бутусова «Мама».

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр