Top.Mail.Ru

Омертвевшие души

Наталья Яковлева,- Арт-журнал "Около", 07.01.2024

Уже почти пять лет идёт в Театре Ленсовета дебютный спектакль Романа Кочержевского “Мёртвые души”. Молодой режиссёр решил обратиться в самом начале творческого пути к мистическому Гоголю. Но в отличие от спектакля “Ревизор”, который живёт на сцене театра не один десяток лет, этот спектакль ушёл от прямой инсценировки классики. Роман сделал спектакль — расследование загадочной русской души. На программке предлагается соединить рисунок по цифрам. Но ведь можно похулиганить и выйдет не совсем портрет Гоголя. Так и в этом спектакле за внешней хулиганской формой скрывается философское размышление о типажах русских людей, которые мало изменились со времён Николая Васильевича.

Действие построено нелинейно, перед зрителем возникают картины из жизни обитателей города N. Всё начинается как триллер, когда семейная пара Маниловых, зловеще смеясь, зазывает к себе в дом Чичикова. Обстановка в квартире напоминает модерн 70х, всё журнально красиво и стерильно. Манилов (Александр Новиков) подозрительно радушен, он будто изголодался по новым людям, свежей крови. С женой (Наталья Шамина) у них тайный сговор, они загадочно пересмеиваются, обихаживают гостя. Ведут с Чичиковым (Фёдор Пшеничный) полулегальные разговоры. Отчего ему явно не по себе и он желает поскорее “собрать мёртвые души” и покинуть странную пару. Сам Чичиков будет играться несколькими актёрами, которые будут показывать то одну личину гоголевского мошенника, то другую. Саму же суть персонажа будет изображать Фёдор Пшеничный, именно его внутренний мир будет разрушать бес, с которым он заключил сделку.

К Коробочке (Римма Саркисян) Чичиков явится в образе лихого коммивояжёра в исполнении Сергея Перегудова. Старая и страшная дева Коробочка вдруг преобразится в красивую и манящую в омут ведьму, так что Чичиков наставит на неё револьвер, в духе Тарантино. Такие переходы от внешнего отражающего внутренне будут происходить со всеми героями.

Ноздрёв (Сергей Перегудов), трясущийся, с обмороженными синими ногами, бережно и ласково вынимает плюшевых собак из рюкзака. Проигравшись в пух, он будет умолять холодного и расчётливого Чичикова, в исполнении Виталия Куликова, сыграть с ним “партейку” в шашки. Семья Собакевичей (Виталий Куликов и Лаура Пицхелаури) лишь изображают счастливую образцовую семью. В их быту всё накалено добела, любой шаг готов начать извержение вулкана. Степана Плюшкина (Сергей Мигицко) вначале вообще сложно отличить от предметов обстановки его жилища, он будто бы врос в них. Не то заслуженный пенсионер, не то отставной военный, он окружён пустыми рамками, где раньше были фотографии его товарищей, и дрожит над каждым сухарём. И тут непонятно, это его отставка довела до такой жизни, или он изначально был настолько мелочным.

Внезапно посередине действия возникает экспозиция русской жизни — Манилов выступает с лекцией о причинах гибели русских мужиков. Если вначале это выглядит как весёлое заигрывание с залом, но чем дальше вслушиваешься в причины и цифры, тем безысходной предстаёт ситуация. И сам рассказчик страдает от этой невыносимой статистики и просит отпустить его уже домой.

Помимо парада русских типажей, Роман Кочержевский показывает красивую, наивную и чистую историю любви. Где всё нарисовано образами из девичьих грёз, этот театр теней рыцарей на коне и принцесс в замке. Губернаторская дочь (Лидия Шевченко), романтичная барышня в школьном платьице и больших очках, мечтательно вздыхает и пишет стихи. Из этих грёз её постоянно вытаскивает папенька, и она послушно плетётся за ним. А в конце она достаёт банку, в которой бьётся красивая бабочка. Так и она бьётся со своей тонкой душой в этом зловещем городе, который тащит всех на дно. 

В конце Чичиков уже сходит с ума, он набрал мёртвых душ почти на целое сельцо. Чичиков сверяет и сверяет списки приобретённых душ, из его рта текут чёрные чернила, жуткая картина. Кажется, что кровь его отравлена. Ноздрёв привязывает к его рукам поводья-канаты и он уже не по своей воле скачет в адской Птице-тройке. Его несёт бесовская сила по городам и весям России, в которых русские люди гибнут от отравления дохлыми воронами.

Как итог перед нами предстаёт мозаика жизни глубинки, расследование режиссёра предоставляет нам факты и промежуточные выводы, не давая ответов на вопрос: “Русь, куда ж несёшься ты?”. Всё также остаётся открытый гоголевский финал.

Текст: Наталья Яковлева