Top.Mail.Ru

Олег Леваков: «Цена аплодисментов у каждого – своя»

Вера Николаева,- «Ваш досуг.Театральное приложение», 2014, № 5 (56), май

6 мая в Театре имени Ленсовета снова ожидается премьера. Знаменитую пьесу А.Н.Островского «Без вины виноватые» ставит народный артист России Олег Леваков, его мы и расспросили о работе над спектаклем.

 

- В вашей биографии, и актёрской и режиссёрской,  было много спектаклей о театральном мире – «Таланты и поклонники» Островского, «Ты и только ты» Стоппарда, «Фредерик, или Бульвар преступлений» Шмитта, «Шум за сценой» Фрейна. Как вы думаете, почему зрителя так влечёт в жизнь театрального закулисья?  Им хочется узнать, что артист из себя представляет, как человек? Без маски?

- Да, без грима и прикида. Какова его человеческая личностная природа? Чем он живёт? Видимо, и Островскому было интересно в этом разбираться, недаром у него столько пьес об актёрах.

- Один из главных вопросов в его пьесах о людях театра – цена возможности быть артистом, цена, которую платишь за возможность творчества. Чего артист лишается ради аплодисментов?

- Пьесы Островского о людях театра интересны тем, что там ведь нет собственно театра – сценических картин спектаклей, представлений. Мы видим отношения человеческие – антрепренёров и актёров, поклонников и актёров, актёров между собой. Автор варился сам в этой среде, закулисье московского Малого театра было для него домом родным. А цена аплодисментов у каждого – своя.

- Кручинина у вас – актриса одной роли? Матери, потерявшей сына,  в пьесе Гуцкова «Ричард Севедж, или Сын одной матери"?

- Все восторгаются её игрой в этой пьесе, в роли леди Микельсфильд, потому что она прочувствовала в жизни эту тему – потерю сына. Это её актёрская «лебединая песня».  Но мы думаем,  что она – актриса талантливая не только в такого рода материале.

- Не слишком ли Островский рисовал актёрскую среду в благостном виде? У него ведь нет среди артистов нехороших людей, даже ревность и зависть актрисы Коринкиной в «Без вины виноватые»  можно понять и оправдать.

- Конечно: Коринкина  ведь прима данного театра, а тут приехала знаменитость и собирает все букеты и аплодисменты. Островский  тонко понимал специфику актёрской натуры, актёрского труда. Он знал, что артист без амбиций – плохой артист, не сможет состояться в профессии. Большой артист всегда стремится быть лучше, чем партнёр, это движитель актёрского роста. При этом грань между здоровыми амбициями и болезненными весьма тонка. Практически всегда в биографии артиста присутствует некая обида на мир: я такой талантливый, а меня не выбирают, не замечают.

- Любой студент считает, что он – Гамлет, и это должны увидеть все и сразу.

- Да, а обстоятельства порой диктуют, что ты – стражник, и твоя судьба – стоять с копьём   пятым справа  у портала. Но никто себе никогда не признается, что его амплуа – «шаги за сценой».

- Незнамов у вас в спектакле – талантливый артист? Кручинина его заметила именно поэтому?

- Опять же: Островский не даёт нам возможности увидеть героев-артистов «в деле». Но по тому, как Незнамов ведёт себя, как живо и тонко он реагирует на окружающую действительность, как он чувственен, мы должны понять, что его актёрская природа подвижна. Он человечески талантлив, душа его живая, а по-Островскому это – необходимое качество для профессии артиста. И все обострённые эмоциональные выплески  Незнамова – это говорит его честная натура правдолюбца и романтика. Он нетерпим к несправедливостям, несдержан и дерзок  в проявлениях, когда видит какую-то подлость или едва ощущает намёк на унижение своего человеческого достоинства.

- Вы собрали под знамёна спектакля многих «владимировцев» - Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Светлана Письмиченко, Евгений Филатов, Лидия Мельникова, Сергей Кушаков, Маргарита Алёшина, Юлия Левакова. Вы готовите своей компанией прямо какое-то поколенческое высказывание?

- Манифест мы не готовим, но то, что мы давным-давно говорим на одном языке – важно для меня. Думаю, что только прочный творческий наш союз, которому много лет, даст возможность освоить такую сложную многогранную пьесу.

- Жанр «комедия» в данном случае что для вас означает?

- «Без вины виноватые» -  пьеса с очень сильным мелодраматическим уклоном, что зрителями во все века воспринимается с душевной отдачей.  И мы не будем этому противоречить, заниматься концептуальным вопрекизмом. Мы хотим услышать и передать  интонацию автора.

- «Без вины виноватые» - такая пьеса, как легендарный шекспировский «Гамлет»: нет Гамлета у тебя, нечего и пьесу брать в руки. Вы своего «Гамлета» - Кручинину нашли?

-  Кручинина у нас есть. Лариса Луппиан – многоплановая актриса, умеет играть и комедию, и драму, и трагедию. У неё  сегодня есть высочайший уровень мастерства,  подвижная лёгкость и отзывчивость актёрской природы. Плюс – чистая нота собственной личности, прожитых и нажитых лет. Она – жена, мать, бабушка, ей понятны все оттенки женской натуры. Тема «мать и дитя» для неё – не пустой звук.

- По изобразительному ряду вы с художником Александром Орловым  куда нас поведёте?

- Стилистически мы ничего не осовремениваем. Картинка у нас будет спокойная, мягкая, пастельная, но при этом мы попробуем поиграть в некий старинный провинциальный театр XIX века. И сценографически, и в костюмах, и в манере речевой мы попробуем  передать наши сегодняшние представления о том далёком театре, имеющем своё очарование, выказать наше любование и даже некий пиетет перед тем искусством. В этом будет, конечно, элемент иронии, но доброй, ни в коем случае не пародийной.

- То есть мы должны увидеть, как пьеса  «Без вины виноватые» могла бы быть сыграна в каком-то городке на пути из Керчи в Вологду?

- Именно так.

- Молодёжь эту задачу уловила?

- Молодым чуть подольше приходится объяснять задачу, но это естественно, нашим «птичьим языком» учеников Владимирова они не владеют. Но и Даша Циберкина, и Антон Багров, и Миша Карпенко, и студент Никита Волков в ансамбль спектакля вписались прекрасно.

- В этой пьесе есть пара героев, которых мы в первом акте видим молодыми. И всегда есть сложность – эти молодые артисты должны вроде как играть в данном случае Ларису Луппиан и Сергея Кушакова.

- Мы не ставим задачу, чтобы Даша Циберкина и Никита Волков передавали черты именно этих артистов, потому что неизбежно элемент пародии возникает при этом, нам  не нужны «Точь в точь» и «Один в один».  Это уже моя задача через какую-то стилистику – речевую, пластическую – мягко и ненавязчиво соединить эти актёрские пары.  

- Сверхзадача при выборе этой легендарной пьесы какая всё-таки перед вами, как режиссёром, стояла?

- Я не скрываю, что делаю актёрский спектакль. Великие пьесы Островского – прекрасная возможность продемонстрировать все актёрские умения на сегодняшний момент, на день премьеры. Это – лучший тест на уровень мастерства: понимание жанра, психологии человеческой природы,  способность создать живой полнокровный характер, чувство партнёрства. На  сцене всегда - просто артист, а все статуэтки, премии, дипломы   и звания остаются дома и в личном деле в отделе кадров. Каждый вечер зрителя и партнёров нужно удивлять и покорять, снова и снова.

Беседу вела Вера Николаева