Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Олег Фёдоров: «Любовь – это служение»

Вера Николаева,- «Ваш досуг. Театральное приложение», 2012, № 1 (26), февраль

Артист Театра имени Ленсовета Олег Фёдоров вышел на сцену более десяти лет назад в знаменитых спектаклях Юрия Бутусова «В ожидании Годо» и «Войцек», ещё будучи студентом курса Г.Р.Тростянецкого петербургской Театральной академии. За годы работы в театре Олегом Фёдоровым сыграно множество крупных ролей в произведениях Шекспира, Гоголя, Островского, Толстого, Шоу, Брехта, Фейхтвангера, Довлатова, Павича. В февральском номере мы решили поговорить с артистом о любви.

 

 

- День Святого Валентина стал в твоей семье праздником?
- У нас каждый день - праздник. Этот день - просто лишний повод оказать внимание любимому человеку. 
- Сколько вы уже вместе?
- В общей сложности - двенадцать лет (жена Олега - актриса и сокурсница Гала Самойлова. - В.Н.)
- Есть у тебя рецепт семейного счастья? Что нужно делать для женщины, чтобы она чувствовала себя любимой и любила тебя?
- Идут на ум банальные определения...
- Может быть, в банальностях и есть сермяжная правда?
- Тогда - терпение, терпение и ещё раз терпение. Ещё закон: только ты подумаешь, что всё стабильно, всё устоялось, как сразу - опа, всё не так, как тебе кажется. Любовь надо всё время питать. 
- Любовь - это работа?
- Скорее служение. Но не надо прилагать сверхусилий, не надо совершать подвигов. Просто каждый день видеть и слышать любимого человека, каждый день что-то ему дарить - улыбку, слово, жест. Я второй год преподаю на актёрском курсе при нашем театре, и ребята помогли мне понять: не нужно существовать на разрыв, надрывно, а нужно каждый день по шажочку двигаться, приобретать что-то живительное, что питает душу и сердце. С возрастом, наверное, приходит это понимание, что большего можно достигнуть, когда процесс идёт каждодневный, естественный. Как цветы - нельзя же их вырастить сразу, бросил в землю семечко - и вот уже цветок. Нет, нужно заботиться, ухаживать, поить, питать. 
- За последний сезон ты сыграл несколько ролей влюблённых мужчин. В Театре имени Ленсовета - Сергей в современной пьесе Елены Исаевой «Я боюсь любви» и Казимир в спектакле по пьесе австрийского драматурга Эдена фон Хорвата «Казимир и Каролина», в Театре Эстрады им.А.Райкина - Бертран Перри в «Епифани» по Андрею Платонову. Что они ищут, как соотносят себя с миром, с любимыми женщинами?
- Они ищут счастья, как и все мы. Только порою не видят, что оно - рядом. Ищут его где-то в далёких краях, вот как мой инженер Бертран Перри, приехавший в петровскую Россию строить Мариинский канал и оставивший в Англии возлюбленную. Он хотел вернуться к ней, совершив подвиг. А счастье было рядом, просто надо было это принять, почувствовать. И Сергей в спектакле «Я боюсь любви» тоже в сомнениях - того ли человека он встретил, который ему нужен, с которым хочется построить жизнь? А вдруг за поворотом стоит кто-то лучше, интереснее, а то, что происходит сейчас с этой женщиной, - мимолётно? Эти метания, суета, эта постоянная мысль о несбыточном, иллюзорном мешает мужчине. А надо просто увидеть того, кто рядом. 
- В пьесе «Казимир и Каролина» есть редкий сюжетный ход - герои в первой же сцене расстаются. Исчерпанность отношений наступила где-то за пределами пьесы. И, согласись, совсем не потому, что герой потерял работу. Как быть, чтобы не устать друг от друга, чтобы не стало скучно, тоскливо, мертво?
- Мне кажется, что когда человек теряет веру в себя, он становится в тягость другому. Ему мерещится, что все - и любимая в первую очередь - смотрят на него с осуждением, презрением, он страдает от сочувствия. И нужно быть очень сильным, в данном случае - сильной женщиной, чтобы суметь выстоять, вытянуть в какой-то момент любовь «за двоих». Каролина не смогла. 
- Ты в своё время играл главного мужчину нашего земного мира - Адама в пьесе Милорада Павича «Кровать для троих» - и уж должен знать, как спасать любовь...
- Но и мой Адам оказался слабым, - в этом была горькая прелесть той истории. Для меня все мои герои - люди ищущие, неуспокоенные.
- Ты согласен, что вина при разрыве отношений лежит на обоих? Казимир виноват в том, что потерял Каролину? Женщину, вообще, удерживать можно? Нужно? Даже вопреки её желанию сиюминутному, будучи уверенным, что сохранить союз - правильно?
- Я оптимист. Я уверен, что можно и нужно. Если мужчина настроен решительно, если он уверен в выборе, то ему сохранить любовь по силам.
- То есть Казимир проявил слабость как мужчина, отпустив Каролину?
- Но эта история тем и замечательна, трогательна, что в ней рассказывается о слабых людях, каковых большинство в зрительном зале. И зритель сопереживает, идентифицирует себя с нашими героями. Вообще в пьесе этой много загадок. Мой герой - шофёр, дальнобойщик, но говорит таким языком стилистически интеллигентным, такие сложные душевные переживания в нём происходят, что диву даёшься. Этот парадокс я продолжаю разгадывать до сих пор, спектакль ещё только встаёт на ноги. 
- В твоём репертуарном листе был знаменитый мужчина-завоеватель - Вронский из романа «Анна Каренина». Завоевать женщину - это понятное тебе действие? Ты жену завоёвывал?
- Мне кажется, в нашем случае звёзды сошлись, наш союз состоялся на небесах. И вообще слова «завоевание», «усилие» рифмуются у меня со словом «насилие». А любовь - это всё-таки свободное волеизъявление. Если ты чувствуешь «своего» человека, то способы приблизиться друг к другу рождаются сами собой.
- Слушаю тебя и понимаю, что для тебя любовь - движитель жизни, не болезненное состояние, не мука.
- Зарекаться не будем. Но сегодня - да, любовь я понимаю как позитивное состояние, помогающее двигаться по жизни. Даже если это и мука, то сладкая, приятная, притягательная мука. Как в профессии, в творчестве: бывают жуткие, мучительные репетиции, роль не идёт, тебя шатает от полного непонимания до воодушевления, потом снова - яма, но этот поиск всё равно для меня связан с любовью, в данном случае - к выбранной профессии, к материалу, к самому процессу поиска. Потому что если это только мука, то надо уходить. И из профессии, и из семьи. Вранья не терпит ни то, ни другое.
- Главный совет «специалиста по любви» - как сохранить это чувство?
- С годами смысл и содержание приобретают самые простые слова. Ты прошёл путь, и слова «любовь», «терпение», «вера» уже имеют для тебя лично сущностное содержание. Идите своим путём. Одного мудреца спросили: «Чем вы занимались, когда не были просветлённым?» - «Я рубил дрова, носил воду» - «А чем вы занимаетесь теперь, когда вы постигли истину?» - «Рублю дрова, ношу воду» - «Так в чём же разница?» - «Раньше я не осознавал, что делаю, а теперь я ощущаю всю полноту жизни». Всё - здесь, рядом с тобой. Просто измени взгляд. 
 
Беседу вела Вера Николаева 

Арлекин

Поздравляем создателей спектакля "Птицы" с номинацией на Российскую Национальную театральную премию театрального искусства для детей "Арлекин"!

Премьера

16 ноября на Малой сцене состоялась премьера моноспектакля Олега Дмитриевича Зорина «История города Глупова» (по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»).

ГАМЛЕТ

Уважаемые зрители! Открыта продажа билетов на премьеру спектакля Юрия БУТУСОВА «ГАМЛЕТ»!

Гастроли в Москве

7 и 8 ноября спектакль Юрия Бутусова «Дядя Ваня» был сыгран в Москве на фестивале "Биеннале театрального искусства".

Подробнее

ЗОЛОТАЯ МАСКА

Объявлены номинанты Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» сезон 2016-2017 гг. Спектакль «ДЯДЯ ВАНЯ» выдвинут в шести номинациях!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Туристическая компания Im Voyager" Телеканал Санкт-Петербург
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр