Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Олег Фёдоров: «Любовь – это служение»

Вера Николаева,- «Ваш досуг. Театральное приложение», 2012, № 1 (26), февраль

Артист Театра имени Ленсовета Олег Фёдоров вышел на сцену более десяти лет назад в знаменитых спектаклях Юрия Бутусова «В ожидании Годо» и «Войцек», ещё будучи студентом курса Г.Р.Тростянецкого петербургской Театральной академии. За годы работы в театре Олегом Фёдоровым сыграно множество крупных ролей в произведениях Шекспира, Гоголя, Островского, Толстого, Шоу, Брехта, Фейхтвангера, Довлатова, Павича. В февральском номере мы решили поговорить с артистом о любви.

 

 

- День Святого Валентина стал в твоей семье праздником?
- У нас каждый день - праздник. Этот день - просто лишний повод оказать внимание любимому человеку. 
- Сколько вы уже вместе?
- В общей сложности - двенадцать лет (жена Олега - актриса и сокурсница Гала Самойлова. - В.Н.)
- Есть у тебя рецепт семейного счастья? Что нужно делать для женщины, чтобы она чувствовала себя любимой и любила тебя?
- Идут на ум банальные определения...
- Может быть, в банальностях и есть сермяжная правда?
- Тогда - терпение, терпение и ещё раз терпение. Ещё закон: только ты подумаешь, что всё стабильно, всё устоялось, как сразу - опа, всё не так, как тебе кажется. Любовь надо всё время питать. 
- Любовь - это работа?
- Скорее служение. Но не надо прилагать сверхусилий, не надо совершать подвигов. Просто каждый день видеть и слышать любимого человека, каждый день что-то ему дарить - улыбку, слово, жест. Я второй год преподаю на актёрском курсе при нашем театре, и ребята помогли мне понять: не нужно существовать на разрыв, надрывно, а нужно каждый день по шажочку двигаться, приобретать что-то живительное, что питает душу и сердце. С возрастом, наверное, приходит это понимание, что большего можно достигнуть, когда процесс идёт каждодневный, естественный. Как цветы - нельзя же их вырастить сразу, бросил в землю семечко - и вот уже цветок. Нет, нужно заботиться, ухаживать, поить, питать. 
- За последний сезон ты сыграл несколько ролей влюблённых мужчин. В Театре имени Ленсовета - Сергей в современной пьесе Елены Исаевой «Я боюсь любви» и Казимир в спектакле по пьесе австрийского драматурга Эдена фон Хорвата «Казимир и Каролина», в Театре Эстрады им.А.Райкина - Бертран Перри в «Епифани» по Андрею Платонову. Что они ищут, как соотносят себя с миром, с любимыми женщинами?
- Они ищут счастья, как и все мы. Только порою не видят, что оно - рядом. Ищут его где-то в далёких краях, вот как мой инженер Бертран Перри, приехавший в петровскую Россию строить Мариинский канал и оставивший в Англии возлюбленную. Он хотел вернуться к ней, совершив подвиг. А счастье было рядом, просто надо было это принять, почувствовать. И Сергей в спектакле «Я боюсь любви» тоже в сомнениях - того ли человека он встретил, который ему нужен, с которым хочется построить жизнь? А вдруг за поворотом стоит кто-то лучше, интереснее, а то, что происходит сейчас с этой женщиной, - мимолётно? Эти метания, суета, эта постоянная мысль о несбыточном, иллюзорном мешает мужчине. А надо просто увидеть того, кто рядом. 
- В пьесе «Казимир и Каролина» есть редкий сюжетный ход - герои в первой же сцене расстаются. Исчерпанность отношений наступила где-то за пределами пьесы. И, согласись, совсем не потому, что герой потерял работу. Как быть, чтобы не устать друг от друга, чтобы не стало скучно, тоскливо, мертво?
- Мне кажется, что когда человек теряет веру в себя, он становится в тягость другому. Ему мерещится, что все - и любимая в первую очередь - смотрят на него с осуждением, презрением, он страдает от сочувствия. И нужно быть очень сильным, в данном случае - сильной женщиной, чтобы суметь выстоять, вытянуть в какой-то момент любовь «за двоих». Каролина не смогла. 
- Ты в своё время играл главного мужчину нашего земного мира - Адама в пьесе Милорада Павича «Кровать для троих» - и уж должен знать, как спасать любовь...
- Но и мой Адам оказался слабым, - в этом была горькая прелесть той истории. Для меня все мои герои - люди ищущие, неуспокоенные.
- Ты согласен, что вина при разрыве отношений лежит на обоих? Казимир виноват в том, что потерял Каролину? Женщину, вообще, удерживать можно? Нужно? Даже вопреки её желанию сиюминутному, будучи уверенным, что сохранить союз - правильно?
- Я оптимист. Я уверен, что можно и нужно. Если мужчина настроен решительно, если он уверен в выборе, то ему сохранить любовь по силам.
- То есть Казимир проявил слабость как мужчина, отпустив Каролину?
- Но эта история тем и замечательна, трогательна, что в ней рассказывается о слабых людях, каковых большинство в зрительном зале. И зритель сопереживает, идентифицирует себя с нашими героями. Вообще в пьесе этой много загадок. Мой герой - шофёр, дальнобойщик, но говорит таким языком стилистически интеллигентным, такие сложные душевные переживания в нём происходят, что диву даёшься. Этот парадокс я продолжаю разгадывать до сих пор, спектакль ещё только встаёт на ноги. 
- В твоём репертуарном листе был знаменитый мужчина-завоеватель - Вронский из романа «Анна Каренина». Завоевать женщину - это понятное тебе действие? Ты жену завоёвывал?
- Мне кажется, в нашем случае звёзды сошлись, наш союз состоялся на небесах. И вообще слова «завоевание», «усилие» рифмуются у меня со словом «насилие». А любовь - это всё-таки свободное волеизъявление. Если ты чувствуешь «своего» человека, то способы приблизиться друг к другу рождаются сами собой.
- Слушаю тебя и понимаю, что для тебя любовь - движитель жизни, не болезненное состояние, не мука.
- Зарекаться не будем. Но сегодня - да, любовь я понимаю как позитивное состояние, помогающее двигаться по жизни. Даже если это и мука, то сладкая, приятная, притягательная мука. Как в профессии, в творчестве: бывают жуткие, мучительные репетиции, роль не идёт, тебя шатает от полного непонимания до воодушевления, потом снова - яма, но этот поиск всё равно для меня связан с любовью, в данном случае - к выбранной профессии, к материалу, к самому процессу поиска. Потому что если это только мука, то надо уходить. И из профессии, и из семьи. Вранья не терпит ни то, ни другое.
- Главный совет «специалиста по любви» - как сохранить это чувство?
- С годами смысл и содержание приобретают самые простые слова. Ты прошёл путь, и слова «любовь», «терпение», «вера» уже имеют для тебя лично сущностное содержание. Идите своим путём. Одного мудреца спросили: «Чем вы занимались, когда не были просветлённым?» - «Я рубил дрова, носил воду» - «А чем вы занимаетесь теперь, когда вы постигли истину?» - «Рублю дрова, ношу воду» - «Так в чём же разница?» - «Раньше я не осознавал, что делаю, а теперь я ощущаю всю полноту жизни». Всё - здесь, рядом с тобой. Просто измени взгляд. 
 
Беседу вела Вера Николаева 

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр