Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Одни пятерки

Мария Кингисепп,- «Театральный Петербург», 2007, № 2-3, 1-28 февраля

Сейчас я буду хорошего человека хвалить. Причем за красивые глаза и от всего сердца. Без ложной скромности и совершенно не боясь обвинений в подхалимаже, во лжи, в неискренности или в чем там еще обвиняют журналистов, лишь бы обидеть. Понимаете, господа, в наше время быть настоящим Артистом, невзирая на разного рода лакомые соблазны и презирая условности - большая редкость. Ценить это нужно и трепетно относиться, чем я тут сейчас и займусь.
Употреблять в отношении замечательного артиста Владимира Матвеева клише вроде «глубокий актер», «старая школа», «копает образ» и прочие банальности вроде «разноплановый» или там «харизматичный» - неинтересно, тем паче на юбилей. Скажем так: талантливому артисту Владимиру Михайловичу Матвееву в январе исполнилось 55 лет. За прошлый год он сыграл пять ролей в пяти премьерах - сделал себе и зрителю такой отличный подарок.
И счастлив тот зритель, кто видел эти спектакли. Они разные, и роли разные, а Матвеев везде одинаковый - в смысле, неистовый какой-то, со взором горящим и душой нараспашку. Непринужденно так концентрирует вокруг себя бешеное энергетическое поле и искрит в нем. Причем, в отличие от некоторых коллег, собой не любуется, букетов не ждет особо, а на поклонах с трепетом вглядывается в зал, читая по лицам, ища сострадания и понимания. Представляете, у человека уже который юбилей, а ему все еще искренне важно знать, понравился ли зрителю спектакль! Не наигрышем, не дешевыми трюками и льстивыми уловками, не попыткой «сделать клоуна» или, не дай бог, раздеться на публике, а вдумчивой игрой и мощным темпераментом нравится артист Матвеев.
Хоть верьте, хоть проверьте, но не в честь юбилея берусь я хвалить и рисовать портрет положительного героя. Это было бы проще всего - и глупее глупого. Но видели же вы Владимира Михайловича на сцене, и знаете, как от его голоса и взгляда пробирает. Кто не видел, непременно идите: в театр им. Ленсовета, в Антрепризу им. Андрея Миронова, в театр «Комедианты». 
Умные и искренние коллеги Матвеева порадуются, экзальтированные - позавидуют. А и пусть! Я все равно скажу то, что всегда вижу в спектаклях с его участием: Матвеев тактично сосуществует с партнерами, подстраивается под более слабых, к неуверенным ищет ходы, органичен в ансамбле, делится своим нервом. Безграничное его обаяние и готовность полностью выложиться на каждом спектакле производят невероятный эффект: выползаешь из зала каким-то вывороченным, покалеченным, не замечая синяков, ссадин, разбитого сердца и изборожденной души своей, и все-таки думаешь - ай, хорошо! Чисто русский такой мазохизм, надрывный. Матвеев перетрясет тебя, разбередит, выжмет, а потом возьмет за шкирку и спросит: как, мол, товарищ, думаешь жить дальше? По гамбургскому ли счету? Да-да, пищишь ты, пытаясь не заискивающе, а как-нибудь поуважительней заглянуть в глаза Матвееву снизу вверх, я буду лучше, я буду добрей! 
Именно о ролях прошлого и нынешнего сезона, о последних пяти премьерах я с позволения Владимира Михайловича скажу. Из театров это Русская антреприза имени Андрея Миронова и театр имени Ленсовета. Из драматургов это один Шекспир, один Тургенев и три пьесы Островского. Из постановщиков - два Василия Сенина («Мера за меру» и «На всякого мудреца довольно простоты»), два Юрия Цуркану («Шутники» и «Пучина») и один Евгений Баранов («Нахлебник»). Некоторые из этих работ Матвеева кричат о человеческом достоинстве. В других он показывает ущербную и жалкую личность, но тут жалко не героя и не актера - нестерпимо жалко себя. И думать выходишь, и чувствовать спешишь - а не вспоминать за вечерним чайком с плюшечкой, как там бедненький актер кривлялся и страдал. Созерцать заставляет Матвеев, чуждый при этом высокопарности и пафоса. Такому актеру не гикнешь одобрительно, не засвистишь. На спектаклях Матвеева зритель не взрывается овациями, а робко, трепетно как-то начинает - не хлопать, нет, - именно аплодировать, выдержав потрясенную паузу.
В хулиганском и пронзительном ленсоветовском спектакле «Мера за меру» Матвеев в костюме-тройке с галстуком играет средневекового Герцога. Вроде бы интриган, он умудряется поговорить о совести и об искушении властью, проявить мудрость и строгость. Мудрый ли Матвеев в жизни? Доподлинно не знаю, но после спектакля хочется записаться к нему на прием и принести дань в обмен на пару дельных житейских советов.
В антрепризной «Пучине» - спектакле, поставленном с претензией на стильную притчу - купец Боровцов-Матвеев единственный держит правильный тон и непринужденно переходит тонкую грань между истовым самодурством и убогим дурачеством. 
Там же в «Шутниках» его богатый купец Филимон Протасьич Хрюков только что не всхрюкивает, с упоением отыгрывая все розыгрыши и отшучиваясь черным юмором - однако из всех «шутников» лишь Матвеев в дуэте то с Сергеем Барковским, играющим обедневшего чиновника Оброшенова, то с Ксенией Каталымовой в роли дочери Оброшенова Анны сумели найти верные интонации и избежать водевильных приемов. 
Там же в «Нахлебнике» роль у Матвеева прямо-таки бенефисная: его обедневший дворянин Кузовкин достоин наивысших похвал. Здесь Матвеев убеждает в том, что есть еще театр легких интонаций, тонких нюансов, неуловимых штрихов. Что может у зрителя защемить сердце, когда главный герой тихо умирает на сцене от горя и унижения.
Наконец, образ Нила Федосеича Мамаева в спектакле театра им. Ленсовета «На всякого мудреца довольно простоты» - это с виду великолепный, самоуверенный барин, богач, воротила, но под пышной шубой (одежкой, по которой принято встречать и «составлять мнение»), обнаруживается одинокий ранимый старик, не лишенный, впрочем, самоиронии и готовый, несмотря на скрытый «бытовой» алкоголизм, держать удар судьбы.
В жизни мрачноватый и вечно сомневающийся, на сцене Матвеев рьяно оживает и уверенно живет за десятерых. Ему не нужно приплясывать и ломаться: он работает менее броскими, но более выразительными средствами. Интонацией может сразить наповал; темпераментом - завладеть пространством; стоя спиной к залу, держит паузу и скручивает зрителя в узел. Это, знаете ли, страшно - но этой мощи так недостает сегодня в театре. 

Мария Кингисепп

 

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр