Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Одержимые властью

Светлана РУХЛЯ,- ТЕАТРАЛ, 13 Мая 2013

Шекспировские страсти на новый лад

 

Поставленный Юрием Бутусовым в Театре Ленсовета спектакль «Макбет. Кино» - наиболее яркое и неоднозначное событие этого сезона. Спустя несколько месяцев это видно особенно отчетливо. Рельефное, скрупулезно «вылепленное» действие перенасыщено эмоциями, возведенными в степень бесконечным повторением-переживанием прошедших событий. Герои этих самых событий по-разному их воспринимают, и «прогоняя» в собственной памяти каждый раз в чем-то по-новому на них реагируют. Спектакль длится пять с половиной часов, но выстроенный по законам рефлексии с нескончаемым перемалыванием минувшего, мог бы идти и значительно дольше.

А мог бы, уложится в привычный стандарт: общий посыл шекспировской пьесы прочитывается сразу, далее же подобно уроку (или работе над ошибками?) многократно повторяется, то ли для самых «непонятливых», то ли в стремлении позволить каждому зрителю примерить на себя «одежды» главных героев. Тем, кто любит пошаговую иллюстрацию приходится нелегко. Но для нее в бутусовской концепции места нет изначально: режиссеру значительно важнее выставить на всеобщее обозрение квинтэссенцию личного отклика на происходящее.

Пронизанный шекспировским духом, вскрывающий язвы на теле социума и в человеческой душе, спектакль базируется на ассоциациях, и более того - ассоциациях ассоциаций. Заставляет ли он задуматься? Пожалуй. Хотя существеннее возможность, «забив» на логику, знание текста и основных перипетий сюжета, «с головой» окунуться в подсознание и прожить эти самые перипетии на уровне сугубо чувственном.

Здесь есть все - старое как мир восстание ради собственного блага против божественного миропорядка («Решусь на все, что в силах человека. Кто смеет больше, тот не человек»), зримо очерченный предел человеческой сопротивляемости злу, торжество рока. Пролог - разговор Ленокса и Лорда, выведенных на подмостки в виде менеджеров (Роман Кочержевский и Григорий Чабан). Венчающее беседу убийство - недвусмысленный эпиграф к извечной и никогда не теряющей своей актуальности теме борьбы за власть.

В пространстве обнаженной сцены (сценографа в спектакле нет, как и художника по костюмам, все выдумано самим Бутусовым) - разносортная мебель и кажущиеся случайными детали: большая фотография Алена Делона, надписи «Ю.Б. - дурак» и «школа № 1». Парадокс, но случайны ли они или несут скрытые смыслы - совершенно неважно.

Актеры одеты, как говорится, «на живую нитку», в костюмы из разных спектаклей. Эклектика выглядит символично и только способствует «разглядыванию» происходящего с разных точек зрения, в том числе с позиции разных персонажей, тем более, что они существуют на сцене в нескольких личинах. Так, Макбет (Иван Бровин) на время «превращается» в убитого им Дункана (т.е. Макбетом в буквальном смысле становится играющий Дункана актер Виталий Куликов); ведьма (на сей раз без смены актрисы) - в Леди Макбет (Лаура Пицхелаури); Флинс (Роман Кочержевский) - в сына Макдуфа...

Намертво «впаянные» в партитуру спектакля музыка (от Альбинони и Монтеверди до Майкла Джексона и Дидюли) и пластика (балетмейстер - Николай Реутов) неразрывны со словом и смыслом.

Каждый штрих, мизансцена, образ, будь то исступленное движение по кругу на игрушечных лошадках леди Макбет, теряющей рассудок, или кровавые ужины в доме Макбета; вальсирующий (и в дальнейшем насилующий свою партнершу) плюшевый медведь или недвусмысленно нависающий на троном канат, виртуозен и многозначен.

Финал ужасен и лаконичен: завораживающая картинка из преисподней, где обряженная в белоснежное платье и алые пуанты Леди Макбет, обреченно выделывает незамысловатые па, и с животным ужасом рассматривая свои навек окровавленные руки, заходится в душераздирающем крике... В этом крике - вся библейская «тьма кромешная», от века «плач и скрежет зубов». И материализовавшиеся слова Гекаты: «Людей погибель в похвальбе, в уверенности их в себе».
Светлана РУХЛЯ

 

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр