Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Обыкновенная тетенька» за миллион

Анна ВЕТЛИНСКАЯ, интернет-журнал «Интересант» 20.03.16

Олигархи и их жены давно уже в фаворе у разного рода авторов - в основном сериальных. Что и понятно - вот где детектив и комедия в одном флаконе. Близкая же к этому кругу другая категория рублевских женщин - не гламурных жен, а самодостаточных единиц, сделавших карьеру и сколотивших капитал самостоятельно, - до сих пор почему-то оставалась вне поля зрения деятелей искусств. Но в последнее время именно эти женщины все громче заявляют о себе в жизни, так что неудивительно, что феномен их появления заинтересовал современных драматургов.

 

Правда, нынешним авторам есть на кого равняться - в свое время Горький написал пьесу «Васса Железнова», главная героиня которой тоже своего рода, как сегодня бы сказали, «олигархичка». Только достались ей миллионы от мужа, а наследники дышат в спину. У героини пьесы Ярославы Пулинович «Жанна», премьеру которой на днях показали в Театре им. Ленсовета, общее с горьковской Вассой - лишь похожее по жесткости короткое имя и наличие миллионов. Ей пятьдесят, муж затерялся где-то в юности, наследников нет и уже не будет, остались только миллионы, заработанные в страшные девяностые «на макаронах».

И в принципе, эта история вполне могла быть похожа на сказку о Золушке. Тяжелое детство, пьяница-отец, выгнавший в детстве Жанну с больной матерью из дома, нищета, мытарства по чужим углам - и неожиданно успешный бизнес. Хотя слово «успешный» в данном случае не совсем правильное. Каким был бизнес в девяностые, все знают. Но по крайней мере Жанна обошлась без криминала. И теперь она владелица сети магазинов «Вкуснятина». Квартира в центре, дача «на Рублевке», покупка дома в Италии - в ближайшей перспективе. Тут бы и сказочке конец - Золушка стала принцессой. Но стадию принцессы Жанна в погоне за капиталом благополучно миновала. И превратилась сразу в ведьму.

Интересно, что спектакль «Жанна» идет и в московском Театре наций, и главная героиня в исполнении Ингеборги Дапкунайте там действительно скорее ведьма. Не внешне - внутренне. Холодная, жесткая, без иллюзий и сантиментов. В дорогих интерьерах, в идеальных платьях - «олигархичка».

В Театре им. Ленсовета режиссер Мария Романова пошла другим путем - аскетическим. Никаких изысканных декораций - черный пол, прозрачные стены, огромная стрелка метронома делит действие и жизнь на минуты и дни. Да и сама Жанна в исполнении Елены Комиссаренко мало похожа на женщину «за миллион». А вот от ведьмы что-то есть - мечется по сцене в черном пальто, страдает, стихи выкрикивает - Арсения Тарковского. Понятно, что питерская публика сразу проникается к ней симпатией. Какая ж это владелица «заводов, газет, пароходов» - максимум заведующая магазином, с незаконченным филологическим. А уж когда молодой любовник сообщает ей, что уходит к другой - молодой и беременной, симпатии нарастают еще больше. И даже то, что она тут же перекрывает любовнику кислород, увольняя со всех работ, воспринимается спокойно. Подумаешь, месть обиженной женщины, так им, «козлам», и надо.

Слово «козлы» в пьесе вообще определяющее по отношению к персонажам мужского пола. «Нам сельскохозяйственные животные не нужны», - говорит героиня. И ее можно понять. Кроме сбежавшего любовника в ее арсенале есть еще коллега, вроде бы претендующий занять освободившееся место, на деле же напивающийся и без конца рассказывающий про свою семью и любимую дочку. Есть еще мальчик по вызову, выполняющий скорее роль психотерапевта, - именно ему героиня расскажет про свой тернистый жизненный путь. Мальчик равнодушно выслушает. И на вопрос Жанны: «Я старая?» - так же равнодушно ответит: «Ты обыкновенная тетенька. Все тетеньки такие».

Понятно, что симпатии публики по-прежнему на стороне «обыкновенной тетеньки». Но постепенно начинают закрадываться какие-то сомнения. Вот эта «тетенька» спокойно разрушает личную жизнь молодой коллеги, обещая за отказ от жениха повысить ту в должности. Вот практически добивает бывшего любовника, отказывая ему в помощи. Он, конечно, козел, но глядя на его мытарства с беременной женой, нельзя не посочувствовать.

В таком практически сериальном стиле и развивается действие. Доступная широкому зрителю мелодраматическая история вполне могла бы и не выйти за рамки жанра. Особенно когда Жанна принимает оставшегося ни с чем бывшего любовника с женой и грудным ребенком у себя в доме, все только и ждут хеппи-энда. Вот сейчас она из ведьмы превратится в королеву-мать, приютит у себя молодую семью, вырастит чужого ребенка - готовый сценарий для телесериала на канале «Россия 1». Но создатели спектакля ломают стереотипы. Пока несчастные молодые родители спят, Жанна звонит нужным людям и спокойно интересуется, как можно лишить их родительских прав. Тут-то ее и перестаешь жалеть окончательно. И крик Жанны в финале, который разворачивается по прошествии десяти лет, что ребенок ее не любит, - это уже не мелодрама, а практически древнегреческая трагедия. В которой миллионы уже никакой роли не играют.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр