Олигархи и их жены давно уже в фаворе у разного рода авторов - в основном сериальных. Что и понятно - вот где детектив и комедия в одном флаконе. Близкая же к этому кругу другая категория рублевских женщин - не гламурных жен, а самодостаточных единиц, сделавших карьеру и сколотивших капитал самостоятельно, - до сих пор почему-то оставалась вне поля зрения деятелей искусств. Но в последнее время именно эти женщины все громче заявляют о себе в жизни, так что неудивительно, что феномен их появления заинтересовал современных драматургов.
Правда, нынешним авторам есть на кого равняться - в свое время Горький написал пьесу «Васса Железнова», главная героиня которой тоже своего рода, как сегодня бы сказали, «олигархичка». Только достались ей миллионы от мужа, а наследники дышат в спину. У героини пьесы Ярославы Пулинович «Жанна», премьеру которой на днях показали в Театре им. Ленсовета, общее с горьковской Вассой - лишь похожее по жесткости короткое имя и наличие миллионов. Ей пятьдесят, муж затерялся где-то в юности, наследников нет и уже не будет, остались только миллионы, заработанные в страшные девяностые «на макаронах».
И в принципе, эта история вполне могла быть похожа на сказку о Золушке. Тяжелое детство, пьяница-отец, выгнавший в детстве Жанну с больной матерью из дома, нищета, мытарства по чужим углам - и неожиданно успешный бизнес. Хотя слово «успешный» в данном случае не совсем правильное. Каким был бизнес в девяностые, все знают. Но по крайней мере Жанна обошлась без криминала. И теперь она владелица сети магазинов «Вкуснятина». Квартира в центре, дача «на Рублевке», покупка дома в Италии - в ближайшей перспективе. Тут бы и сказочке конец - Золушка стала принцессой. Но стадию принцессы Жанна в погоне за капиталом благополучно миновала. И превратилась сразу в ведьму.
Интересно, что спектакль «Жанна» идет и в московском Театре наций, и главная героиня в исполнении Ингеборги Дапкунайте там действительно скорее ведьма. Не внешне - внутренне. Холодная, жесткая, без иллюзий и сантиментов. В дорогих интерьерах, в идеальных платьях - «олигархичка».
В Театре им. Ленсовета режиссер Мария Романова пошла другим путем - аскетическим. Никаких изысканных декораций - черный пол, прозрачные стены, огромная стрелка метронома делит действие и жизнь на минуты и дни. Да и сама Жанна в исполнении Елены Комиссаренко мало похожа на женщину «за миллион». А вот от ведьмы что-то есть - мечется по сцене в черном пальто, страдает, стихи выкрикивает - Арсения Тарковского. Понятно, что питерская публика сразу проникается к ней симпатией. Какая ж это владелица «заводов, газет, пароходов» - максимум заведующая магазином, с незаконченным филологическим. А уж когда молодой любовник сообщает ей, что уходит к другой - молодой и беременной, симпатии нарастают еще больше. И даже то, что она тут же перекрывает любовнику кислород, увольняя со всех работ, воспринимается спокойно. Подумаешь, месть обиженной женщины, так им, «козлам», и надо.
Слово «козлы» в пьесе вообще определяющее по отношению к персонажам мужского пола. «Нам сельскохозяйственные животные не нужны», - говорит героиня. И ее можно понять. Кроме сбежавшего любовника в ее арсенале есть еще коллега, вроде бы претендующий занять освободившееся место, на деле же напивающийся и без конца рассказывающий про свою семью и любимую дочку. Есть еще мальчик по вызову, выполняющий скорее роль психотерапевта, - именно ему героиня расскажет про свой тернистый жизненный путь. Мальчик равнодушно выслушает. И на вопрос Жанны: «Я старая?» - так же равнодушно ответит: «Ты обыкновенная тетенька. Все тетеньки такие».
Понятно, что симпатии публики по-прежнему на стороне «обыкновенной тетеньки». Но постепенно начинают закрадываться какие-то сомнения. Вот эта «тетенька» спокойно разрушает личную жизнь молодой коллеги, обещая за отказ от жениха повысить ту в должности. Вот практически добивает бывшего любовника, отказывая ему в помощи. Он, конечно, козел, но глядя на его мытарства с беременной женой, нельзя не посочувствовать.
В таком практически сериальном стиле и развивается действие. Доступная широкому зрителю мелодраматическая история вполне могла бы и не выйти за рамки жанра. Особенно когда Жанна принимает оставшегося ни с чем бывшего любовника с женой и грудным ребенком у себя в доме, все только и ждут хеппи-энда. Вот сейчас она из ведьмы превратится в королеву-мать, приютит у себя молодую семью, вырастит чужого ребенка - готовый сценарий для телесериала на канале «Россия 1». Но создатели спектакля ломают стереотипы. Пока несчастные молодые родители спят, Жанна звонит нужным людям и спокойно интересуется, как можно лишить их родительских прав. Тут-то ее и перестаешь жалеть окончательно. И крик Жанны в финале, который разворачивается по прошествии десяти лет, что ребенок ее не любит, - это уже не мелодрама, а практически древнегреческая трагедия. В которой миллионы уже никакой роли не играют.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ