Top.Mail.Ru

Обыкновенная история в Театре имени Ленсовета

Вера Николаева,- «Инфоскоп», 2023, № 289, апрель - май

Театр имени Ленсовета и в текущем сезоне по-прежнему главный поставщик премьер для петербургской театральной афиши. Три – «Маршак – Маршак», «Евгений Онегин. Страницы романа» и «Палата № 6» - уже сыграны, 1 и 2 мая зрителям предъявят спектакль Романа Кочержевского по роману И.А.Гончарова «Обыкновенная история». В спектакле заняты Александр Новиков, Фёдор Федотов, Лидия Шевченко, Диана Милютина, Виктория Волохова, Римма Саркисян, Олег Сенченко, Александр Крымов. С исполнителем роли Петра Ивановича Адуева заслуженным артистом России Александром Новиковым мы поговорили о будущем спектакле.

 

 

-  Вам последнее время «везёт» на работу с прозой. «Мертвые души», «Бесы», «Преступление и наказание», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»… И снова огромный многослойный роман. Какие преимущества и просторы есть в такой работе? Какие подводные камни имеются в этом деле? Какие выводы и уроки уже сделаны и извлечены?

            - Думаю, что как только мы формулируем некие законы или начинаем опираться на опыт предыдущих работ, мы оказываемся в рамках, которые никогда в театре не бывают плодотворны. Ибо любой закон сочиняется для каждого конкретного спектакля и действует только на его территории. Проза Гоголя живет на сцене совсем иначе, нежели проза Достоевского, а тексты Лоренса Стерна совсем не так, как тексты Гончарова.
Перенося на сцену многостраничные романы, важнейшим умением становится способность настроить оптику, через которую мы смотрим на этот роман. И, разумеется, необходимо понимание, что именно мы хотим в романе увидеть, и талант режиссёра и артистов отказываться от лишнего.
            - Является ли для вас главной темой романа и спектакля возможность вашего героя  Петра Ивановича Адуева передать опыт потерь и обретений молодому герою?

            - Должен признаться, что, перечитав этот роман перед началом репетиций (первое прочтение было в институте), я испытал очень хорошо мне знакомое чувство: как же роман Гончарова «Обыкновенная история» в действительности не похож на наше представление о романе Гончарова «Обыкновенная история». Я бесконечно люблю испытывать это чувство, возвращаясь к якобы знакомой книге. Собственно, это чувство и является для меня топливом для работы над любым классическим произведением. И именно поэтому для меня главной темой этого романа стала тема взаимоотношений Петра Ивановича Адуева с женой Лизой. Именно в этом сюжете для меня сегодня заключён колоссальный объём и подлинный смысл названия «Обыкновенная история». Мне кажется, что неповторимая особенность сочинения Гончарова заключается в том, что история о превращении молодого идеалиста Сашеньки Адуева в циника (которая вполне может претендовать на главную сюжетную линию) при определённом взгляде оказывается фоном совершенно иного сюжета. Сюжета об эгоизме, умирании чувств и безумии в «безупречной семье» Адуева-старшего. Это история о «благих намерениях», которым не суждено было сбыться. И, читая роман под этим углом зрения, невозможно не восхититься превосходно написанным Гончаровым женским образом Лизы - жены моего героя. Поэтому эта сюжетная линия представляется мне очень эмоциональной.
            - И всё-таки, наставления дядюшки племяннику – не скучно ли это будет современным лихим быстрым молодым людям? И возможно ли вообще передать свой опыт, «отмычки» кому бы то ни было?

             - Мне никогда не казалось и теперь не кажется, что суть происходящего между дядюшкой и племянником - это бесконечные наставления. Колоссальная сложность в работе над «Обыкновенной историей» заключается именно в том, чтобы разрушить или свести к минимуму интонации наставлений и поучений в диалогах главных героев. Это действительно сложно, ведь текст так провоцирует на это. Простите это дерзкое сравнение, но текст Порфирия Петровича в диалогах с Раскольниковым в «Преступлении и наказании» Достоевского тоже внятно провоцирует на интонации кошки, поймавшей мышь в свои лапы, но именно разрушение этой интонации обнаруживает в тексте Достоевского смыслы новые и непривычные. Какое фантастическое название придумал Гончаров для своего романа! Какое оно простое и сокрушительное! Рассказать обыкновенную историю - прекрасная и сложнейшая задача для театра.
             - Становление молодого человека, попавшего из глубинки в огромный большой мир, - так традиционно определяется главная тема романа. А для вас важнее показать, как, следя за жизненными коллизиями племянника, дядюшка переоценивает собственную жизнь?

            - Мы берем на себя смелость предельно конкретизировать то, что вы называете «огромным большим миром». Мы собираемся главным героем «Обыкновенной истории» сделать Петербург. Я уверен, что роман даёт для этого все основания. И вновь я вспоминаю «Преступление и наказание». События обоих этих романов не могли случиться не в Петербурге. Ни по каким иным улицам не мог бродить Раскольников, ни по каким иным улицам не мог бродить Саша Адуев.
Еще раз скажу, что для меня этот роман не о становлении молодого человека. Путь, который проходит главный герой романа Саша Адуев, - путь грандиозного разрушения его самого и всех встретившихся ему на пути людей. Невероятная обыкновенная история...
            - Хватает ли вам, ироничному человеку, юмора в этом романе?

            - Хватает - это не то слово. Это насквозь ироничный роман о молодости, старости, отчаянии и безумии... Обыкновенная история.

 

Беседу вела  Вера Николаева