Фото Юлии Кудряшовой
Работа с материалом в виде русской классической литературы – всегда весьма непростое дело для режиссера. Требуется тщательный поиск актуальных смыслов, важно не опуститься до упрощенной иллюстрации, вдохнуть новую жизнь в великие строки. Успех сопутствует далеко не всем, но при грамотном талантливом подходе самая каноническая вещь из школьной программы окажется на злобу дня, найдет адекватный отклик у публики, заиграет новыми гранями. Режиссер Роман Кочержевский не так давно представил на сцене театра им. Ленсовета собственную авторскую интерпретацию весьма хрестоматийного произведения – романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».
Спектакль этот, вне всякого сомнения, абсолютно петербургский по духу и оформленному стилю. Решительно все в нем узнаваемо и имеет строгую примету места: от надрывного неизменного крика чаек, канонического Медного всадника, узорчатых решеток с подмоченными невской водой гранитными набережными до суетливой неуютной толчеи центральных улиц и гибельного чахоточного кашля. Таким образом, конкретные декорации и сценография в общем становятся не просто фоном для рассказа – город здесь представлен как глобальный мощный символ, как полноценный участник событий, еще один герой повествования. Страшная ли он сила, место ли для становления личности, гибельный омут или лестница в рай – каждый решает по-своему. Этот внутренний выбор касается как героев спектакля, так и зрителей, наблюдающих за сценическим действием.
Печальная и поучительная история о племяннике и дяде разворачивается здесь не в полномасштабном осовременивании, но в актуальной живой со-временности, плавном аккуратном со-звучии с нынешним днем. Как много изменилось с века девятнадцатого (вот и Петербург уж не парадная столица!), а при этом, в сущности, не изменилось в людях, их мыслях и поступках решительно ничего. Впрочем, будем откровенны, все представленные темы и проблемы настолько актуальны, что говорить о каких-либо ограничивающих повествование временных рамках попросту и не стоит. Конфликт поколений, противоборство старого и нового, сердца и ума, идеализма и реализма – казалось бы, ничего свежего тут не преподать, это устойчивая база, основа основ. Тем не менее, у режиссера вполне получается представить эти антитезы живо, красочно, без излишнего пафосного морализаторства. Едва ли не каждый в зале примеряет историю Адуевых на себя, конфликт незримо переползает со сцены прямиком в зрительный зал – в итоге спорят о жизни уже там. Боль лишь в том, что какой-то всеобщей правильной правды тут не будет. Да и есть ли она? Это не возведут в культ абсолютной трагедии, но в финале осознание тщетности и напрасности бытия вне зависимости от идей, принципов, взглядов делает зрителю максимально некомфортно где-то в области сердца. Кажется, рутинная скука незаметно и безвозвратно губит все живое, дышащее, подлинное. Остается лишь болезненная одинокая внутренняя пустота. Вот об этом точно надо помнить, беречь себя от столь грустного, хоть формально и не самого трагичного финала.
Помимо перемалывания основополагающих важных вопросов бытия, здесь нам доступным языком расскажут о том, как легко убить даже самую, казалось бы, сердечную и преданную любовь. Хотя стоит всерьез задуматься: а умеют ли вообще любить герои этой истории? К женщинам вопросов практически нет (поведение Наденьки спишем на юность, неопытность и материнскую тихую тиранию). Но вот мужчины здесь, вне зависимости от возраста, искренне расстраивают. Слишком уж часто не совпадают они в мыслях и поступках со своими возлюбленными, поэтому результат предсказуемо плачевен.
Спектакль в целом грешит западающими мелкими длиннотами, легкой нестройностью темпоритма и некоторой некритичной затянутостью, но зато как же живо бодрит его потрясающий актерский дуэт Александра Новикова и Федора Федотова. Они здесь друг другу не кривое зеркало, но магический шар предсказаний в духе «всю судьбу твою вижу, касатик». Умная, тонкая, живая их игра невероятно притягивает к себе. Также интересно наблюдать за сценическим существованием Лидии Шевченко (Елизавета) и Риммы Саркисян (Юлия Тафаева). У обеих актрис блестяще получается сыграть не просто образы и/или типажи, они здесь представляют многослойные женские судьбы. Каждая по-своему, но одинаково мастерски.
«Обыкновенная история» – из тех спектаклей, которые хоть и не забираются на вершину профессионального мастерства, но при этом дарят и эстетическое, и эмоциональное, и смысловое наслаждение, гарантируют работу сердца и ума. Рефлексия после просмотра зрителю гарантирована, поиск ответов на вопросы состоится. А правых и виноватых в этой истории нет. Каждый проживет лишь свою судьбу – только и всего.
Марина Константинова специально для Musecube