Top.Mail.Ru

Обыкновенная история. Ход жизни нам неподвластен

Наталья Яковлева,- Арт-журнал "ОКОЛО", 9 мая 2023

На улице ночь, плещется Нева о гранит, на свинцовой воде сверкают блики от фонарей. Медленно выходят из этих бликов герои «Обыкновенной истории», проступают сквозь сонные невские воды. Роман Кочержевский для своей новой постановки в Театре Ленсовета выбрал роман взросления, превратив его в притчу. Центральной темой спектакля проходит не возмужание и избавление от детской мечтательности, а изменение души и устремлений под воздействием окружающего общества. Гончаров в таком прочтении избавлен от бархата и томных фраз, текст максимально приближен к современному звучанию.

Молодой человек Александр Адуев (Фёдор Федотов), воспитываемый маменькой в усадьбе среди простора полей, отправляется на учёбу в Петербург. Там он предоставляется под надзор дядюшки Петра Ивановича Адуева (Александр Новиков), который когда-то давно также был отправлен в Петербург. Город в спектакле выступает как отдельный герой, он представляет нечто хищное и бездушное. «Это город полусумасшедших… Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге…», как писал Фёдор Достоевский. Город изменяет душу провинциального юноши, предлагая ему испытания и страсти. За этими изменениями нам и предстоит наблюдать.

Сценография спектакля масштабная и богатая. На заднем плане сцены выстроено типичное петербургское двухэтажное здание, которое при помощи проекций превращается в дом, ресторан и даже оперный театр. В моменты наивысших терзаний героев на нём возникает светящаяся арка храма. Этот яркий белый свет прорезает темноту ночи, словно даёт надежду героям, которые то бьются о гранитные парапеты набережных, то мечутся в толпе прохожих. В этой толпе нет лиц, только силуэты и плоские персонажи, ничего людского не проявляется в них. Единственное, что будет источать тепло среди этих серых гранитных блоков и решёток ограды, это возникающие снопы пшеницы, которые в конце и заполонят всю сцену.

Герои романа одеты в костюмы псевдоисторические, отчасти по форме и крою напоминающие одежду того времени. Они, как и вся постановка, лишь внешне повторяют атрибуты времени романа, а на самом деле обстановка спектакля максимально близка к нашей современности. Акценты на героях тоже смещены, интерес режиссёра отдан Александру Адуеву. Пётр Иванович Адуев же оттеснён на второе место. Персонаж Александра Новикова полон человечности, вначале он строг и ироничен, но не циничен, а в конце стремится обрести покой в объятиях своей жены, полон нежности и ностальгии. Он возвращается во времена своего первого приезда в Петербург, в пору юности, где он был открыт и полон надежд, как его племянник. Александр Новиков играет своего героя с удовольствием, его образ полон ноток самоиронии и нежности. Его племянник — Александр Адуев начинает от юношеской восторженности, постепенно огрубевая, ожесточаясь и в конце охлаждаясь ко всему. Фёдор Федотов движется от внешней лёгкости персонажа, глаза которого горят, и постепенно приводит его в состояние измученное, выхолощенное, взгляд становится холодным и жёстким. Город вытягивает из него всё доброе, позволяет проявиться тёмным чертам его характера. На протяжении истории любовь сопровождает Александра, романы у него разные: от пылкой влюблённости до неистовой страсти. Но чем старше он становится, тем больше постигает его разочарования и в любви. Автор оставляет его на том месте, где герой полностью «разбит» жизнью и видит только “горе” впереди. Финал остаётся для зрителя открытым.

Казалось бы, роман Гончарова — это медленное психологическое действие, которое будет развиваться виток за витком. Но для Романа Кочержевского взросление происходит стремительно, а важными составляющими сюжета стали: бешеный ритм города, громкая и звенящая в ушах музыка, частая смена мизансцен. Героев буквально заглушает шум Невского проспекта. И лишь лунная ночь и плеск Невы даны им для исповеди. В чёрной воде только и можно разглядеть себя истинного. В итоге получился спектакль-размышление со множеством вопросов, обращённых к зрителям в зале.

Текст: Наталья Яковлева 

Фото Юлии Смелкиной и Юлии Кудряшовой