4 марта 2022 года на Малой сцене Санкт-Петербургского Государственного академического Театра им. Ленсовета я посмотрела моноспектакль «В лучах» режиссёра Анджея Бубеня по пьесе современного польского драматурга Артура Палыги «В лучах. Совершенно неизвестные письма Марии Склодовской-Кюри».
Премьера состоялась 6 ноября 2021 года в рамках международного проекта Центра польско-российского диалога и согласия накануне 154-летия Марии Склодовской-Кюри.
Уникальность этого спектакля в том, что на сцене мы видим в первую очередь женщину, а не просто гениального учёного, чьи открытия изменили ход истории. Жизненный путь этой невероятной женщины буквально захватил меня. Ведь щё со школьной скамьи мы знакомы с её открытиями, но оказалось что абсолютно ничего не знаем об её жизни.
Мария Склодовская-Кюри — первая в мире женщина, получившая Нобелевскую премию, а также первый учёный, который дважды удостаивался этой чести, и до сих пор она остаётся единственным в мире исследователем, кто получил эту премию в двух разных областях науки: физике — в 1903 г. и химии — в 1911 г.
В основу пьесы Анджея Бубеня положены реальные дневниковые записи и письма Марии. На основании этих источников автор придумал 10 писем, которые Мария могла бы написать себе сама после того как после смерти матери и сестры разочаровалась в вере.
Люди с подобным, как у Марии складом ума, постоянно анализируют происходящее. И начинают они с себя, пропуская буквально всё через свои ощущения.
За время спектакля мы увидели Марию и совсем юной девушкой, которая только стоит на пороге своей насыщенной жизни, и молодой женщиной, которая пытается совместить материнство и научную деятельность, а также зрелой женщиной, которая прошла сложный жизненный путь, но ни разу не склонила свою голову. Во все периоды жизни неизменным в ней оставалось то, что она упорно двигалась к своей цели. Так, в молодости они с сестрой поочередно работали, отправляя друг другу деньги, чтобы у них обеих была возможность учиться.
Женщинам даже сегодня приходится доказывать свои права в мужском мире, а во времена Марии все было значительно сложнее. Ей даже пришлось переехать в Париж для того, чтобы получить высшее образование, которое было недоступно женщинам в Варшаве.
Для мужчин в мире науки все дороги для развития были открыты, для Марии — наглухо закрыты. Но это обстоятельство лишь придавало ей сил двигаться дальше. Она всю жизнь искала и создавала возможности, в которых её планы воплощались, а сама она во всем становилась лучшей. Такое ощущение, что она узнала не только законы физики, химии и высшей математики, но и познала законы Вселенной, потому что творила свою реальность сама.
Женщина, которую мы увидели на сцене, на наших глазах раскрывалась в лучах своей мощи и силы духа. Осознание значимости своей миссии и стремление к истине придавали ей сил и право всегда выбирать себя, выдерживая шквал осуждения и непонимание окружающих.
Соприкоснувшись с историей жизни Марии Склодовской-Кюри, невозможно остаться равнодушным. Она искренне любила, поднималась после падений, истово служила людям, тяжело работала, пережила смерть дочери.
Она даже отказалась патентовать открытия радия и полония, потому что благо мира ставила выше наживы, похоронила любимого супруга; поверив в возможность стать вновь счастливой с мужчиной, влюбилась в Поля Ланжевена, за что была резко осуждена обществом, а в конце жизни мучилась от последствий лучевой болезни и умерла в страшных мучениях и нищете.
Но она никогда не жалела о своём выборе. Вместе с ней я плакала и смеялась, и испытывала невероятную гордость оттого, что я тоже женщина.
Большое внимание в спектакле было уделено её материнству. Принято считать, что у людей науки нет достаточного времени для любимых. Значимость семьи для Марии всегда была в приоритете.
И мне стало очень интересно : как же сложилась судьба её двух дочерей? Безусловная любовь, которую она к ним испытывала, была безгранична, а стремление к индивидуальному подходу к их воспитанию и обучению позволило передать им уникальные знания о самих себе и мире.
Оказалось, что её старшая дочь, Ирэн Жолио-Кюри, пошла по стопам родителей и стала физиком. Она — лауреат Нобелевской премии по химии в 1935 году и первый Нобелевский лауреат — ребёнок Нобелевских лауреатов. Ее мать не дожила до триумфа дочери всего год.
А внучка Марии — Элен, дочка Ирен Жолио-Кюри, также продолжила семейные традиции, став ядерным физиком. Кстати, она вышла замуж за своего коллегу — Мишеля Ланжевена, внука того самого Поля Ланжевена, роман с которым доставил в свое время так много неприятностей её бабушке. Можно сказать, что любовная справедливость в итоге восторжествовала.
Вторая её дочь, Ева Дениза Кюри-Лабуисс, реализовывалась в литературе и журналистике. Она написала биографический очерк о жизни своей матери и даже получила за него престижную Американскую Национальную литературную премию.
В своей книге она не стала упоминать об отношениях матери с Ланжевеном: в свое время эта история и так наделала много шума и даже чуть не стала препятствием для получения Марией Нобелевской премии. Кстати, Ева продолжила семейную традицию Нобелевских лауреатов, правда, через своего супруга. Ричардсон Лабуасс стал Нобелевским лауреатом премии мира в 1965 году.
Выбор актрисы Валентины Сизоненко на роль главной героини стал настоящей удачей! Валентина — уникальная актриса! В ее игре я буквально растворилась, настолько органично и трепетно она раскрыла свою героиню.
Валентина так искренне смогла передать зрителям чаяния и мечты Марии, с таким глубоким состраданием отнеслась к ее боли от потери ребёнка и любимого мужа, так нежно проживала любовь к детям, что остаётся только аплодировать стоя!
Браво!
Довольно лаконичная, но при этом весьма многомерная сценография Светланы Тужиковой ещё больше вывели на первый план главную героиню, тонко подсвечивая её стремление к истине и любовь к жизни.
Спектакли на Малой сцене Театра им. Ленсовета — как знак качества. Здесь создаётся пространство поиска и торжества мысли, где форма и содержание неизменно рождают истину.
О Марии Склодовской-Кюри можно говорить бесконечно. Её жизнь полна удивительных событий. Но думаю, что лучше всего о себе расскажет сама Мария на сцене Театра им. Ленсовета.
И я абсолютно согласна с мнением Анджея Бубеня, что о ней нужно рассказывать нынешней молодёжи, потому что пример её жизни может очень многому научить. Как минимум, своим детям она дала прекрасный старт в жизнь и право идти своим путем.
/Татьяна Преснякова/