Top.Mail.Ru

Обнажая смыслы: о чём размышляется после «Больших гастролей» театра Ленсовета в Новокузнецке

Инна Ким,- Интернет-телевидение Новокузнецка NK-TV 01.12.2022

Почему люди ходят в театр? О. На это могут быть самые разные причины. Ну, например, чтобы выгулять новую сумочку. Или «мы давно нигде не были вместе». Или «сходите хоть на спектакль по Пушкинской карте – всё равно произведение не прочитаете!». А может, будет играть артист, который нравится. Или на гастроли приехал известный театральный коллектив. Но какой бы ни была причина прийти в театр, вдруг между зрителями и артистами происходит какая-то невероятная химия – как при влюблённости. И вот уже те, кто в зале, смеются и плачут, и отбивают ладоши, и кричат: «Браво!». А те, кто на сцене, – молодые, заслуженные, народные! ­– тоже смеются и плачут, и выбегают на нескончаемые поклоны, и сияют глазами, как электрическими лампочками, влюблённо вбирая в себя это кажущееся бесконечным мгновение полного единения с влюблёнными зрителями.

… Класс!

На «Больших гастролях» театра имени Ленсовета в Новокузнецке я дважды стала свидетельницей такой волшебно-театральной химии, происходящей между артистами и зрителями. Сначала на спектакле «Мещане». Потом на спектакле «Сотворившая чудо». Да что там! Меня саму пронизывала энергия, идущая со всех концов немаленького зрительного зала нашего Новокузнецкого драматического, который, несмотря на грянувшие 30-градусные морозы, был полон (и блистал улыбками и новенькими сумочками).

А ещё я видела лица артистов – Артура Вахи и Ивана Шевченко, Дмитрия Хасанова и Сергея Перегудова, и многих-многих молодых, заслуженных, народных, – которые, это было очевидно, «словили» эту энергию и прямо в ней купались.

К слову, знаменитый питерский театр – ровесник Новокузнецкого драматического – уже четвёртый раз привозит к нам свои спектакли. Сопровождавший артистов директор Валерий Градковский даже признался, что между театром имени Ленсовета и новокузнецкими зрителями явно рождается крепкая нежная дружба. И чем она крепче и нежнее – тем больше перед питерцами ответственность «не наложать».

Вообще чувство ответственности просто пронизывало гастроли питерцев. Во-первых, они показывали новокузнечанам «Мещан», в которых переиграло столько великих. Более того! На телепостановке этой пьесы Максима Горького, срежиссированной Георгием Александровичем Товстоноговым и бесконечно транслируемой по ТВ, выросли целые поколения рождённых в СССР детей (ныне ставших добропорядочными театральными зрителями!). 

И именно ответственность – перед театром и перед ждущими его людьми – отправила в холодные сибирские гастроли играющего в спектакле «Сотворившая чудо» Сергея Перегудина, у которого совсем недавно родился сын!

Ну а новокузнечане со всей ответственностью подошли к роли зрителей – заполнили зал, смеялись и плакали где надо, хлопали. Встреча друзей – новокузнецких театролюбов и питерских артистов – началась с «Мещан», написанных буревестником революции Максимом Горьким ещё в 1901 году. А через два года эта пьеса – первая у пролетарского писателя – даже получила престижную в те времена Грибоедовскую премию, которой чествовали и Александра Островского, и Льва Толстого, и Леонида Андреева, и даже самого Антона Павловича.

И знаете что? Между Чеховым и Горьким гораздо больше общего, чем принято считать! В общем-то, писали они об одном и том же – об устройстве человека. Только первый находил своих героев в знакомом ему сословии врачей, учителей, писателей, актрис. А второй шерстил разночинных персонажей «из народа».

Не удивительно, что в советское время пьесы обоих на равных входили в репертуары всех театров огромной страны. Правда, в последние десятилетия автор «Мещан» заметно сдал позиции. Тем более было любопытно взглянуть на спектакль театра имени Ленсовета, премьера которого состоялась меньше двух лет назад! 

«Наши «Мещане» поставлены строго по Горькому, в них ничего не убавлено, не прибавлено, не разбавлено», – настаивает исполнитель роли главного мещанина Артур Ваха. И в принципе я с ним согласна – перед новокузнецкими зрителями были явлены именно горьковские характеры в неистовом кипении своих страстей. Но при этом из пьесы буревестника исчезло всё, за что его любили в СССР. И обличение пороков прогнившего старорежимного общества. И подспудная борьба классов.

А что же осталось? Вечный конфликт отцов и детей, который был, есть и будет, пока существуют отцы и дети. Ненависть к старому. Неприятие нового. Раздражение. Обида. Растерянность. И страх перед будущим, одинаково захлёстывающий и «старых», и «новых». И понимание, что не такие уж они разные – эти «новые» и «старые». Словом, осталась история людей, которая не может не трогать, потому что она знакома каждому.

Эта история понятна и даже по-своему приятна (я не один на один со своими переживаниями – у всех такие!). Так что по большому счёту спектакль не вызывает отторжения – скорее, интерес. И всё-таки это не совсем горьковские «Мещане» – они стали как вишня, из которой вынули косточку. Смотреть приятно, игра актёров доставляет большое удовольствие, но эмпатии почему-то нет (хотя ситуация вроде известная).

Кстати, не меня одну раздвоила эта постановка питерцев. Сразу после премьеры «Мещан» было равно много хвалебных и раздражённых отзывов. Причём что восхищало одних, то раздражало других! Лично меня абсолютно не покоробили ни Цой в финале (по-моему, весьма уместный), ни каракулевый пирожок Бессеменова (такие носили в партноменклатуре времён застоя), ни откровенные сцены между «каноническими» Нилом и Татьяной, Нилом и Полей (вполне в духе Нила, мне кажется).

Единственное, что вызвало моё замешательство – какая-то резкая смена классического прочтения и вдруг элементов современной драмы. Будто идёт школьная пьеса – и неожиданно все герои начинают раздеваться. На мой вкус, это было просто немного странновато – вот и всё.

Зато по поводу второго гастрольного спектакля у меня не было никаких сомнений – он классный!

Добрый. Весёлый. Лёгкий. Серьёзный. И что немаловажно – семейный! И несмотря на свой солидный возраст аж в 21 год на сцене – какой-то удивительно молодой по энергетике и атмосфере. Возможно, потому что «Сотворившая чудо» рождалась как студенческая работа. Там всё пронизано эманациями юной веры в чудеса.

… И они действительно происходят: однажды, во время благотворительного показа этого спектакля, артисты пригласили на сцену незрячую девочку из зала, и она читала Пушкина! А сейчас та зрительница стала концертирующей артисткой.

В общем, «Сотворившая чудо» – волшебный спектакль. Причём основанный на реальной истории реальной девочки! И, в принципе, там можно увидеть что угодно. Например, мотивацию не сдаваться, что бы в твоей жизни не случилось.

Это история о неразумной любви, которая может всё испортить. О воспитании. О кресте и восторге истинного учительства. Об абьюзе, и как с ним бороться. О труде. О борьбе. Наконец, о самом настоящем чуде. И неистовом желании маленькой слепо-глухо-немой девочки познать мир.

Ну а для меня это история о Словах, без которых мир – и его познание – невозможны. О. По-моему, Слова, и правда, – боги, создающие и то, что вокруг, и то, что внутри.


«Ей надо понять, что всякая вещь, всякое понятие имеет своё название, своё имя. Что слова могут быть её глазами во внешнем мире, да и во внутреннем мире тоже. Что она без слов? А со словами она может думать, иметь идеи, можно будет найти доступ к её сознанию. Не будет ни одной мысли, ни одного факта в мире, которых она не могла бы постигнуть».

Браво!

Инна Ким