«Пьеса «Кровать для троих» - острое театральное блюдо из анекдота и трагедии, мифа и его новой трактовки, игры и ритуала, скабрезности и молитвы, шутки и пророчества».
Из театральной программки Лилит: «Я - женщина. Имя мое - сон». Милорад Павич «Кровать для троих» «Мне просто очень нравится этот автор...» Владимир Петров, режиссер
Поиски современной пьесы для драматического театра - камень преткновения. Пишут теперь все кому не лень, но представлять, каково театру будет ЭТО ставить, не задумывается никто. К пьесе Милорада Павича «Кровать для троих» такого вопроса не возникает. Автор сам, словно опытный режиссер, изначально создает пьесу - игру со зрителем, пьесу, в которой, указывая на недостатки человечества, условий для возникновения обид он не предусматривает. Короткое определение сюжета - развод. Герои - прародители: Адам, Ева и Лилит. Предмет для размышлений - свобода выбора. Открытый намек зрителю-тугодуму - судьба будущего... Собственно автором заданы все опции, включая даже желаемое оформление сцены и лимон «от Павича» вместо традиционного ветхозаветного яблока в руках Лилит. Вопрос в другом: какому режиссеру доверить будущий спектакль, о чем он будет и кто будет играть? В театре имени Ленсовета все доверили режиссеру Владимиру Петрову, художникам Марии Брянцевой и Фагиле Сельской, балетмейстеру Николаю Реутову. И получилось: Лилит (Анна Ковальчук) - воплощение осознанной силы женственности, Ева (Наталья Шамина) - слепок с дамской манерности и стервозности, Адам (Олег Федоров) - подневольный исполнительный простак, девочки-атлантидянки (Анастасия Самарская и Лаура Лаури) - зыбкое видение, Ангел (Александр Новиков) - добрейшая родня булгаковскому Бегемоту (в том числе и по сюжетной канве), а Демон (Георгий Траугот) - равнодушный наблюдатель-циник. Кровать на троих - назначенная свыше Голгофа, и битва за нее - проигрыш для всех, проигрыш, оплаченный невинной кровью - жизнью потомства, а заодно и судьбой человечества. Постоянное ощущение дуэли на сцене порождает четкую динамику спектакля, в котором правят женщины. Женщины не останавливаются ни перед чем: и родство не преграда, а возможность ударить больнее. Но сила не в методе, а в смысле: Лилит хочет своей свободы, а Ева - порабощения мужчины. Цена свободы всегда высока, а бороться за Адама, который сам сделать выбор не способен и принимает действительность безропотно, в общем-то недостойно. Действительности вообще нет, все - иллюзия... Реальным и важным является только выяснение отношений внутри треугольника, нет - не любовного, а основополагающего. Сильнее моды - обнаженное тело, деньгами стоит оплачивать только женские зевки, оружие вне выстрела - лишь свирель Демона... Все иллюзия или сон, имя и суть которого определены не Богом, а реальной Женщиной, в любви к которой признаются Автор, Режиссер и Театр.
|