Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ?

Мария Сизова,- Блог ПТЖ, 16 декабря 2013

Смутное время, в котором копошится первая половина ХХI века, предощущения грозы, бесконечной мнимости и симультанности действительности заставляет одних художников работать с фактурой жизни, как она есть, других - обращаться к иносказанию и искать параллели в прошлом столетии.

Пьеса Михаила Булгакова «Дон Кихот» была написана в 1938, опубликована в 1962-м. К моменту ее создания «век душегуб» вступил в свои права в полной мере. Свободных и сладкоголосых поэтов придушили, прикормили, прибили, а те немногие, что остались, мирились и примерялись ко времени. Образ безумного рыцаря, вопиющего в кабаке и борющегося с ветряными мельницами, рифмовался в тексте не только с самим Булгаковым, но так же приходился в пору многим его современникам.

«Дон Кихот» тридцать восьмого пугал бездной ужаса и глухого сиплого крика. Той самой петлей, которую набрасывает в финале пьесы на горло главного героя Рыцарь Белой Луны. Для чего? Чтобы заставить безумца отречься от светлой иллюзии - Дульсинеи Тобосской.

О чем же тоскует сегодняшний Дон Кихот? Кому он служит и чего боится? Примерно с этими вопросами можно было отправляться на спектакль Александра Баргмана, перечитав Сервантеса, Булгакова и еще раз пересмотрев знаменитый фильм Козинцева.

Дон Кихот ХХI века - Сергей Мигицко - в новой постановке оказался обитателем старой питерской коммуналки. Он безумен. И это аксиома спектакля. Он счастлив в своем безумии, что тоже неопровержимо. Почему он безумен, и как с этим жить окружающим, можно понять из культурного бэкграунда 90-х, на котором строится большая часть спектакля. В первую очередь - на эстетике ранних фильмов Павла Лунгина, частично Балабанова, но точно не Булгакова и грустного испанца. Текст пьесы - только лишь сценарий путешествия, выдержанного в форме долгой однообразной Одиссеи маргинала и его верного друга Санчо Панса (Александр Новиков). Куда идут новые пилигримы, зачем криминальные молодцы время от времени бьют их на пути, и как вписываются в реалистическую ткань постановки мимы, кадры из одноименного фильма Козинцева (сцена битвы с ветряными мельницами) и многое другое, зрителю не ведомо.

Равно, как не понятно изобилие приемов, гэгов и бесконечных театральных фокусов, убыстряющих и раскрашивающих сценическое повествование. Словно режиссеру самому скучно и не интересно работать с вполне себе остроумной пьесой. Например, когда на двадцатой минуте спектакля разгневанный псевдо зритель выходит из зала, а двое других его останавливают, одновременно билетер выносит цветы, актеры читают стихи и радуют публику неожиданным интерактивном, расстраиваешься. Потому что ровно в этот момент вымарывается сцена со священнослужителями, которого так ловко и озорно дубасит Дон Кихот. И заложенная в пьесе сатира, не побоюсь этого слова, социальная и политическая ирония, уступает место вздохам и сантиментам. Становится понятно, что спектакль с потенциально очень хорошими актерскими работами Сергея Мигицко, Александра Новикова, Анастасии Дюковой, Ильи Деля является еще одним размышлением о том, что добрым быть хорошо, но сложно, практически невозможно и однозначно бесперспективно.

А дальше ... Дон Кихот приходит в харчевню, Санчо становится губернатором, Дульсинея (Анастасия Дюкова) - пьющая ханыжка так и не удерживает своего кумира, рыцарь гибнет и все страдают. Трагедия разворачивается на фоне впечатляющей своей высотой и в небо уходящей перспективой стены с огромным фронтальным окном (художник - Анвар Гумаров), пронзительной музыки (музыкальное оформление - Владимир Бычковский) и периодически возникающих номеров пантомимы. Но даже эпичная и многозначительная сценография не спасает историю от смысловой пустоты. Трогательный Рыцарь Печального образа остается верен одному и тому же градусу безумия от первой до последней минуты спектакля. Санчо обреченно ждет развязки происходящего, а театральная толпа повсеместно сопровождающая путников, меняя обличая (от криминального дресс-кода харчмы до гламурного стайла сцены у герцога), триумфально заканчивает представление. Дон Кихот умирает. Еще одного героя нашего времени режиссура так и не может спасти.

 Мария Сизова

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр