Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

О чем молчат женщины

Мария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2016, № 224, май

Премьерный спектакль Марии Романовой «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович, выпущенный в Театре им. Ленсовета, — вещь крутая, прошитая суровой нитью. Правда жизни в материале такова, что тем людям в зрительном зале, чье взросление пришлось на невыносимые 90-е в развалившемся СССР, становится не по себе. Все тогда как-то худо-бедно справились, кто-то даже преуспел, а вот сохранить себя и остаться человеком — добрым, искренним, порядочным, жизнерадостным — получилось далеко не у всех...

Сцена пуста, лишь резко бликует зеркало-экран, меряют шагами вращающийся круг персонажи, раскачивается бесстрастный маятник-метроном, да изредка проглядывает кое-где гротеск. Сдержанно-упрощенная подача спектакля напоминает предшествующую репетиции актерскую читку, которую время от времени окрашивает классическая музыка или живой саксофон. Действие давит и не щадит. Его даже не обозначают — проговаривают: буквально пол не моют, водку не пьют, еду не готовят, все это лишь подразумевают. Три цвета: черный, белый и красный. И сплошной натянутый нерв.

Женщины, чью судьбу в той или иной степени олицетворяет главная героиня в исполнении Елены Комиссаренко — глубокой актрисы, пребывавшей последние годы в незаслуженном забвении в стенах родного театра и давно стосковавшейся по большой серьезной работе, — выглядят к финалу слегка растерянными или сосредоточенными. Задумчивость их, подстрекаемая непроизвольным узнаванием себя в чувствах, словах и поступках «новой русской» Жанны и в перипетиях жестокого сюжета, вызвана той душевной обнаженностью и обреченностью, которыми буквально веет со сцены.

Юные барышни, обсуждая увиденное, принимаются мило рассуждать о том, как же трудно пришлось поколению их родителей и как несправедлива бывает судьба. Ничего, кроме саркастической усмешки, у взрослых женщин (как и у Жанны - Комиссаренко) эти сентенции, конечно, не вызывают. А что же мужчины? Они раздавлены. Сильный пол  неумолимо выставлен как в пьесе, так и в спектакле столь беспомощными, жалкими и тоскливыми существами, что впору им посочувствовать и привычно снисходительно пожалеть. И феминизм, казалось бы, впору сюда приплести, но это лишнее. Дело вовсе не в этом.

Выстраданный материал, «Жанна» в трактовке Романовой и в исполнении Комисаренко, — история скорбного бесчувствия и бессилия сильной личности. Когда сам себя слепил и, словно барон Мюнхгаузен, вытащил себя за волосы из болота, то говорить об этом незачем и, собственно, не с кем. Ибо — не объяснить.

Предприимчивая героиня здесь читает наизусть Тарковского и имеет внутренний стержень, но только тронь — а там сплошная открытая рана, которую бессмысленно уже обрабатывать антисептиком и заклеивать пластырем. Приказано выжить — выжила. Ибо выживать Жанна умеет — жизнь научила. Но вот жить — не получается...

 

Мария Кингисепп

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр