Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

О чем молчат женщины

Мария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2016, № 224, май

Премьерный спектакль Марии Романовой «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович, выпущенный в Театре им. Ленсовета, — вещь крутая, прошитая суровой нитью. Правда жизни в материале такова, что тем людям в зрительном зале, чье взросление пришлось на невыносимые 90-е в развалившемся СССР, становится не по себе. Все тогда как-то худо-бедно справились, кто-то даже преуспел, а вот сохранить себя и остаться человеком — добрым, искренним, порядочным, жизнерадостным — получилось далеко не у всех...

Сцена пуста, лишь резко бликует зеркало-экран, меряют шагами вращающийся круг персонажи, раскачивается бесстрастный маятник-метроном, да изредка проглядывает кое-где гротеск. Сдержанно-упрощенная подача спектакля напоминает предшествующую репетиции актерскую читку, которую время от времени окрашивает классическая музыка или живой саксофон. Действие давит и не щадит. Его даже не обозначают — проговаривают: буквально пол не моют, водку не пьют, еду не готовят, все это лишь подразумевают. Три цвета: черный, белый и красный. И сплошной натянутый нерв.

Женщины, чью судьбу в той или иной степени олицетворяет главная героиня в исполнении Елены Комиссаренко — глубокой актрисы, пребывавшей последние годы в незаслуженном забвении в стенах родного театра и давно стосковавшейся по большой серьезной работе, — выглядят к финалу слегка растерянными или сосредоточенными. Задумчивость их, подстрекаемая непроизвольным узнаванием себя в чувствах, словах и поступках «новой русской» Жанны и в перипетиях жестокого сюжета, вызвана той душевной обнаженностью и обреченностью, которыми буквально веет со сцены.

Юные барышни, обсуждая увиденное, принимаются мило рассуждать о том, как же трудно пришлось поколению их родителей и как несправедлива бывает судьба. Ничего, кроме саркастической усмешки, у взрослых женщин (как и у Жанны - Комиссаренко) эти сентенции, конечно, не вызывают. А что же мужчины? Они раздавлены. Сильный пол  неумолимо выставлен как в пьесе, так и в спектакле столь беспомощными, жалкими и тоскливыми существами, что впору им посочувствовать и привычно снисходительно пожалеть. И феминизм, казалось бы, впору сюда приплести, но это лишнее. Дело вовсе не в этом.

Выстраданный материал, «Жанна» в трактовке Романовой и в исполнении Комисаренко, — история скорбного бесчувствия и бессилия сильной личности. Когда сам себя слепил и, словно барон Мюнхгаузен, вытащил себя за волосы из болота, то говорить об этом незачем и, собственно, не с кем. Ибо — не объяснить.

Предприимчивая героиня здесь читает наизусть Тарковского и имеет внутренний стержень, но только тронь — а там сплошная открытая рана, которую бессмысленно уже обрабатывать антисептиком и заклеивать пластырем. Приказано выжить — выжила. Ибо выживать Жанна умеет — жизнь научила. Но вот жить — не получается...

 

Мария Кингисепп

О "Ревизоре"

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что в спектакле "Ревизор", заявленном в афише 31 декабря 2018 г. в 16.00 и 2 января 2019 г. в 19.00, исполнитель роли Городничего будет объявлен дополнительно.

Новые исполнители

13 декабря в спектакле "Испанская баллада" роль Иегуды впервые сыграл Александр Сулимов, 15 декабря в спектакле "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" роль Бетан впервые исполнила Анна Гольдфельд.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Напоминаем вам о заменах спектаклей в декабре!

Подробнее

К 100-летию И.П.Владимирова

Музей театрального и музыкального искусства открывает выставку к 100-летию со дня рождения одной из ключевых фигур ленинградского и петербургского театра XX века, актера и режиссера Игоря Владимирова.

Подробнее

Человек родился!

Поздравляем Тоню Сонину с рождением дочери!

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр