Посмотрев «коронационную» «Испанскую балладу», после которой Гарольда Стрелкова тут же назначили главным режиссером театра им. Ленсовета, театральная общественность не знала, что делать - плакать или смеяться. Теперь-то все ясно - надо было плакать. Причем навзрыд. Потому что теперь Стрелков поставил трагедию Шекспира.
«Мавр» - это «сценическая версия по пьесе У. Шекспира «Отелло», сказано в программке. Жанр «пьесы» дипломатично не упомянут. Во времена лютого «постмодернизма» стричь классические тексты, как купоны, создавая свой собственный текст, - занятие неподсудное. Вопрос весь в том, чтобы в получившейся «бахромке» обнаружился художественный смысл - новый, свежий, добиться которого иными средствами было невозможно. Режиссеру, отваживающемуся на «сценическую версию» необходима не только смелость, но и железная логика, вкупе с аналитическим концептуальным мышлением. Иначе он будет выглядеть - как это там, у Шекспира? - «он ранен так, что виден мозг». Вот так, примерно.
Насладившись костюмным пиршеством «Испанской баллады», в «Мавре» Стрелков впал в аскезу. В декорациях Эмиля Капелюша сцену украшают ржавые листы и большая картонка, раскрашенная металлической краской (вечная память «железному веку» бруковского «Лира»!) В минуты задумчивости картонку портит «честный Яго» (Александр Новиков), самовыражаясь через царапанье. Яго плохо - ему не дали курточку. Курточка была хорошая, беленькая - ее, вместе со званием лейтенанта, получил Кассио (Роман Кочержевский). С тех пор так и стоит навытяжку - чтобы курточку не помять. Чем еще, кроме униформы, ценны лейтенантские погоны, как меняется личностный статус, что такое солдатская служба, вообще - мужской военный мир; почему важно, что Отелло - генерал, «мавр на службе Венецианской республики», в чем метафизика власти и армейской субординации и т.д. - все эти вопросы Стрелков считает излишними. У Яго остается одна (впрочем, очень знакомая) проблема - нечего надеть. Безуспешно он пытается возвести напраслину на жену (в недорезанном тексте осталась мотивация: «говорят, Отелло ходил к моей жене»), но Эмилия (Ирина Савицкова) - патологически безропотна, скромна и подавлена, ведь от роли ей досталась всего пара реплик. А между тем, классический монолог Яго оставлен в неприкосновенности: «Я ненавижу мавра...» Что так?
Надо отдать должное Александру Новикову - он, актер с превосходным профессиональным воспитанием и вкусом, нигде не «превысит полномочий», не станет нагнетать страстей на пустом месте или изображать лицом нечто глубокомысленное. Он - «честный Яго». Его честность и выдаст режиссера с головой. Находясь в некотором раздражении, Яго в разговоре с Отелло вдруг что-то такое пробормочет про Дездемону и Кассио. И все - улепетнет со сцены, полностью удовлетворенный, - воткнул в генерала шпильку. А дальше будет только вздыхать да кукситься, кукситься да вздыхать, когда Отелло примется расчесывать до крови крохотный укол. Ошибочка вышла. Неувязочка. Мелкая пакость в ответ на мелкую гадость привела к печальным последствиям.
Кто бы взялся объяснить режиссеру Стрелкову, что у Шекспира не сражаются на булавках... Что на копеечной обиде не построить трагедии. Что «из ничего и выйдет ничего». Что весь двадцатый век прошел в попытках понять, какая именно тайная правда о человеке стоит за пышной риторикой скрытных шекспировских героев. Что Гамлет медлит не только потому, что привидение - ненадежный свидетель. Что Макбет убивает не только потому, что жена-стерва велела. Что Ромео и Джульетта гибнут не только потому, что мама с папой против...
Но Гарольд Стрелков уверен: «Для себя я называю эту ситуацию «Яго попал!» - с исключительным простодушием сообщает он всем желающим. - «Он немного не рассчитал: не ожидала его тонкая европейская натура бурных страстей, кипящих в темной африканской душе». Уже понятно, что «попал» не Яго, а театр имени Ленсовета, но дело в другом. Если бы затея Стрелкова удалась, то я, кажется, уже видела эту историю. Как сейчас помню: финал ЧМ по футболу. Последний матч Зинеддина Зидана. А тут вот как раз Матерацци возьми, да в сердцах что-то и ляпни - то ли про сестру, то ли про мать... Ну и, натурально, «тонкая европейская натура» итальянского хама такой реакции от великого футболиста «на службе у Французской республики» не ожидала. Дело кончается красной карточкой. А никак не смертью Дездемоны. Потому что такова логика вещей.
Но у Стрелкова - собственная логика. Поэтому его спектакль длится еще довольно долго. Там неуклюжий басовитый баскетболист по прозвищу Генерал (на Отелло - «попал» Олег Андреев) долго кричит и всячески третирует хорошенькую балеринку (в Дездемоны «попала» Лаура Пицхелаури). Сначала он премило таскал ее, вытянувшуюся в струнку, на плечах («умей нести свой крест...»), а потом устроил скандал из-за большого покрывала («Платок!!!»). (Ни о каком «она меня за муки полюбила» здесь и речи нет - режиссером не только текст порезан, но и характеры оскоплены.) Поскандалив, герои долго кидались белыми простынями, потом мужчины постучали по барабанам, Генерал повесил девушку на жгуте из покрывала, разорвал пополам еще одну простынку (это такой хитрый способ самоубийства), артист Новиков сказал, что все это из-за луны, и все вышли кланяться.
Ну что ж, после второго спектакля в театре имени Ленсовета у Стрелкова уже не одна, а две желтых карточки. Может быть, он все-таки пропустит следующий матч, а? Все-таки режиссура - это такая игра, где играют преимущественно головой...
Лилия Шитенбург