19 ноября Театр имени Ленсовета отмечает круглую дату и в юбилейном сезоне готовит премьеру по пьесе Александра Островского «Бешеные деньги», с которой 90 лет назад началась его история.
«Я все вам расскажу о «Ленсовете». Пожалуйста, возьмите интервью!» - так однажды артист петербургского Театра имени Ленсовета, любимец публики Александр Новиков в шутку обратился к публике на юбилее «Петербургского театрального журнала» в петербургском же отделении Союза театральных деятелей России. Далее в своей неповторимой ироничной манере мастер стихотворного и «капустного» жанра повел рассказ о том, что театр, в котором служит всю свою сознательную жизнь, – лучший не только в городе, но и в стране, и в мире. Я с этим утверждением соглашусь и расскажу, конечно, не все, но выделю главное.
За девять десятков лет в истории Санкт-Петербургского академического драматического театра имени Ленсовета случилось несколько значимых вех. Все они были связаны с именами лидеров, возглавлявших труппу в разные годы. Их имена прекрасно известны подлинным театралам: это выдающиеся режиссеры Исаак Кролль, Борис Сушкевич, Николай Акимов, Игорь Владимиров, Владислав Пази, Юрий Бутусов. Личности эпохальные, крупные, самобытные, с авторским почерком. Совершенно, казалось бы, разные. Однако их всех объединяло одно: любовь. Любовь к театру живому, искреннему, чуткому. И уважение к Артисту и к Зрителю. За это преданные артисты и зрители щедро платят театру той же монетой (а во времена Владимирова и Бутусова – аншлагами и небывалым ажиотажем, когда купить или достать билет в «Ленсовет» было практически невозможно).
Слово «академический» в полном и официальном названии театра – не просто почетное звание, которое «ленсоветовцы» получили в 1981 году и которым может похвастаться далеко не каждый театр, а лишь старейший и значимый. Академическое знание и понимание своего дела действительно отражает эрудированность «ленсоветовцев» в науках гуманитарных: истории и литературе, искусстве в целом и философии, если угодно. Академический подход к работе, к творчеству, к процессу создания каждого спектакля в «Ленсовете» – это святое, незыблемое и подлинно важное. Ему бы подошло и звание «художественный» – в том смысле, что он, как и Московский художественный театр, к примеру, ведет художественные поиски в области режиссерского и актерского мастерства вот уже почти целый век.
Уважение и внимание к публике проявляется в «Ленсовете» и в том, как театр относится к своему зданию, и в том, как организовано время до и после спектаклей, в антрактах и в те дни или часы, когда спектаклей нет. Доходчивость и легкость в сочетании со строгим академическим подходом и в этом проявляются по максимуму.
Само здание театра также имеет богатую историю. Пожалуй, только приезжий (и то все реже) может небрежно бросить в адрес «Ленсовета»: «желтый дом с белыми колоннами». Здание на Владимирском проспекте, 12, в котором Театр им. Ленсовета располагается с августа 1945 года (к слову, это третий адрес театра, игравшего свои первые спектакли в бывшей Голландской церкви на Невском, 20, а затем – в здании нынешнего театра «Зазеркалье» на Рубинштейна, 13), является памятником архитектуры XIX века и охраняется государством. Это бывший особняк Корсаковых-Голицыных, построенный в 1926–28 годах по проекту архитектора Андрея Михайлова-второго. С 1860 года в особняке «обитало» Русское купеческое общество, учрежденное группой видных петербургских купцов под длинным названием «Клуб Русского общества для взаимного вспоможения прикащикам от купечества». В игорном зале там играли в карты и рулетку, а при ресторане стояли бильярдные столы.
Последние полтора десятка лет при поддержке городского правительства в здании театра идут активные реставрационные работы, строго сверяясь с документами и сведениями городских архивов. А ленсоветовская публика обожает фотографироваться в отреставрированных интерьерах парадной лестницы и столовой, в большом колонном готическом фойе (бывшем Зимнем саду) и в парадной анфиладе, сверкающей свежим золочением потолочной лепнины и дверей.
В «Ленсовете» не работают, а именно служат – в самом высоком смысле этого слова. Здесь трудятся люди не просто творческие и талантливые. Им свойственна пытливость и неуспокоенность, перфекционизм и преданность своему делу. Они неравнодушны, вдумчивы, образованны, умны, начитанны.
Здесь в любые времена поддерживают мятежный студийный дух, чтут принципы свободной творческой лаборатории, размышляют над репертуарной политикой, прислушиваются к мнению худсовета (в наши дни это чуть ли не анахронизм, на самом же деле – действенный инструмент, призванный работать на качество), спорят о современной литературе и драматургии, уважают не только маститых постановщиков, но и молодых, рвущихся в бой актеров и режиссеров, и не чураются смелых или спорных экспериментов. И это традиция, заданная всеми главными режиссерами и художественными руководителями «Ленсовета».
Именно на ленсоветовской сцене начинали и росли – в профессии, над собой – артисты, которых знает и любит вся страна. Их роли сформировали театр, придали ему характер, создали его судьбу, вписали в его историю спектакли-легенды, привлекли к нему не одно поколение зрителей. Здесь начинали неподражаемые Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Алексей Петренко... Здесь превратились в яркие индивидуальности Михаил Боярский, Елена Соловей, Ирина Мазуркевич... Здесь большими артистами стали Сергей Мигицко, Владимир Матвеев, Семен Стругачев... Здесь публика открыла для себя Константина Хабенского, Михаила Пореченкова и Михаила Трухина... Здесь расцвели дарования Дмитрия Лысенкова, Сергея Перегудова, Анны Ковальчук... Здесь год за годом появляются интересные молодые актеры, полные идей и амбиций, – и им доверяют, дают реализоваться. Я могла бы назвать десятки замечательных имен, составляющих цвет ленсоветовской труппы, но вместо этого я порекомендую вам сходить на одну из увлекательных экскурсий, которые виртуозно проводит заведующая музеем театра Вера Матвеева. В постоянной экспозиции представлены редкие экспонаты – костюмы и реквизит, макеты и эскизы, программки и фотографии. Она размещена в парадной анфиладе на втором этаже в Зеркальном, Синем и Дубовом залах.
В разные годы эмоциональные музыкально-драматические спектакли «Ленсовета» становились зрительскими хитами и гремели, пожалуй, звонче самых раскрученных шоу и бродвейских мюзиклов. Случались здесь и спектакли-долгожители, не сходившие с афиш десятилетиями, и спектакли-события, вошедшие в золотой фонд отечественного театра. Мне хотелось бы перечислить многое из блестящих ленсоветовских постановок, что, конечно же, невозможно в журнальном формате (а выбрать всего несколько жемчужин из целой россыпи я не в силах). Вместо этого приведу слова Игоря Петровича Владимирова из книги «Как нарисовать птицу»: «Если вы спросите, чем из сделанного за это время я больше всего горжусь, то я не стану называть вам спектакли. Чаще всего они вызывали и вызывают разноречивое отношение, да и то, что было открытием десять лет назад, сегодня – уже штамп. А горжусь я тем, что у нас очень молодая труппа, одна из самых молодых в Ленинграде, много молодежи в зрительном зале. И тем еще, что сегодня театр не такой, каким был вчера».
Сейчас театром руководит ученица Владимирова – Лариса Луппиан. Ее профессиональное кредо на посту худрука – совмещать интересы труппы и публики, чувствовать и понимать, что нужно и театру, и зрителю. Недаром же театр в 1990-е годы носил имя «Открытый», а рожден был в 1933 году как «Новый» (имя Ленинградского совета получил в 1953 году и впоследствии вернулся к этому бренду). Нынешний «Ленсовет» декларирует принципы общедоступного городского театра, где каждый может найти в афише то, что ему по нраву.
Мария Кингисепп