Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Но сейчас идёт другая драма…»

Марианна Димант,- «Театрал», 2021, № 2 (187), февраль

Вампиловская «Утиная охота» в театре имени Ленсовета чуть-чуть опоздала выйти в срок – весенний локдаун затворил двери всех театрально-концертных заведений, и премьера случилась лишь осенью, в слякотный, дождливый сезон, что, в общем, пьесе к лицу.

Драму из жизни сотрудника «Бюро технической информации» Виктора Зилова ставят уже почти полвека, и все эти полвека пытаются разгадать его загадку. И «печоринское» в нем находили, и «гамлетовское», и «достоевское», и, конечно, «чеховское» – тот самый, вечный архетип выпадающего из времени и пространства человека в его экзистенциональном, так сказать, кризисе.

Иногда, напротив, жестко вписывали в эпоху постоттепельную, когда дожди уже сменились заморозками, и начался тусклый, мрачный застой. То есть, трактовали как сугубо «нашего времени случай» (не такого уж давнего, на самом деле), приключившийся с советским итээровцом эпохи раздолбанных «запорожцев» и запойных истерик. Время будто бы застыло и все крутится на одном месте невеселой каруселью: дом-хрущевка, кафе-стекляшка, работа-зараза. Проходит жизнь как ветерок по полю ржи. Да и она, «в сущности, проиграна», как обреченно констатирует один из персонажей пьесы.

Тут ведь вот какая штука – у Вампилова трагедия человеческого удела замаскирована чуть ли не под водевильчик: скучноватая жена, молоденькая любовница, старый ловелас, трусоватый муж-подкаблучник, бойкая подруга. Иногда драматурга понимали очень попросту: лепили бытовую драму на грани мело-, с похмельным синдромом и адюльтером. Иногда, напротив, жали на «символизм»: начинали мигать электроприборами, врубать акустические эффекты и заставлять героев делать пластические этюды.

Самое сложное тут, с одной стороны, не впасть в бытовуху, с другой - как-то избежать игры в популярный символизм. Главным символом у режиссера Романа Кочержевского стал дождь. Никакой новости тут нет, действие у Вампилова действительно разворачивается под аккомпанемент затяжного ливня, о нем много говорят, его окончания с маниакальной страстью ждет Зилов, чтобы отправиться на охоту.

Воды в спектакле много. Она изобильно льется сверху, ею опрыскивает персонажей из промышленного пульверизатора официант Дима, водой

наполняются многочисленные стеклянные банки, расставленные на авансцене – тут, конечно, можно припомнить и хлынувший с колосников ливень в гениальном «Дяде Ване» Люка Персеваля (там, правда, он являл собой некий очистительный смысл), и другие водные процедуры из многочисленных отечественных и зарубежных постановок.

Так что с символическим дождем понятно, а вот, например, с гитарой, которую Зилов с грохотом разбивает в затакте спектакля, – не очень. Этот затакт на самом деле – конец истории, которая будет разматываться в обратном направлении, и никакого намека на зиловское увлечение гитарой более не возникнет. К чему тут она? Чтобы эффектно треснуть ею о планшет сцены? Или, может быть, это отсылка к Гамлету Высоцкого, проговаривающему под гитару пастернаковское «Я один, все тонет в фарисействе…»? Впрочем, оснований так думать нет, метафора с гитарой никак не продолжена, и если уж говорить о музоформлении, то спектакль сопровождает или громко звучащее фортепиано, или агрессивный бой барабанной установки, установленной в глубине сцены. Барабанам, вероятно, надлежит эмоционально подстегивать трехчасовое действие в те моменты, когда оно грозит несколько зависнуть. Как ни странно, зависает оно почти сразу: реплики мальчика Вити, явившегося к Зилову с похоронным венком, распределены между остальными персонажами пьесы, и в этом мутноватом начале начинаешь как-то вязнуть, почти тонуть, не без труда из него выбираешься и думаешь, что Вампилов, перегруженный дополнительной порцией бессвязностей, – это faux pas и какая-то детская болезнь молодого режиссера, перемудрившего самого себя.

Он же, кстати, выступил и художником, и выступил удачно. Сценография выразительна своей преднамеренной тусклостью: блочные стены хрущевки, пустые глазницы окон, безбытная неприкаянность, одинаково безликие квартира, комната в учреждении, кафе «Незабудка»… При этом маскарадность ансамблевых сцен Вампилову совсем чуждая – ядовитых цветов пышные полубалетные юбки у дам, вычурные прически вне времени. Текст, подаваемый то впроброс, то, напротив, со страшным нажимом – будто бы актеры так и не пришли к общему знаменателю в смысле тона, а режиссер позволил им немножко поплавать вольным стилем.

Однако есть актеры, взявшие верный тон сразу и удержавшие его до конца. Во-первых, Лаура Пицхелаури (Галина) - первая на моей памяти зиловская жена, не впавшая ни в опасное страдальчество, ни в слезливую мелодраму. Еще Кушак Александра Новикова (в нелепом пиджаке какой-то попугайской расцветки) убедительный в обеих своих ипостасях – и одураченного начальника, и незадачливого ухажера. Конечно, официант Дима Олега Федорова – тот самый, что бьет в цель без промаха – немногословный, несуетливый, с пугающе застывшим взглядом и ласковой кротостью маньяка.

И, наконец, Виталий Куликов в роли Зилова – «узкий такой, как часы столовые…» (если вспомнить Толстого), бледнолицый, неяркой внешности. Видите ли, Виталий Куликов – артист особенного дарования, редких психофизических возможностей и странно-отрицательной харизмы. Бывает ли такое? В его актерской природе сильно ощущается балетное прошлое – любые, самые простые, самые что ни на есть бытовые физические действия, осуществляемые на сцене артистом Куликовым, дают эффект отточенных пластических этюдов. Берет ли он в руки стакан, поправляет ли галстук, встает, садится – все его мелкие жесты так соразмерны и элегантны, будто бы прорисованы художником. Это, конечно, гравюра в технике сухой иглы. Куликовский Зилов – человек без свойств, или, напротив, человек, обладающий тысячью свойств. Такой, как все, и при этом очень особенный. Вроде бы прямо и твёрдо стоящий на ногах, но будто бы лишенный точки опоры. Он обаятельный циник, безвольный фигляр, по сути – трикстер. Его силуэт с приставленным к животу ружьем и пальцем ноги на спусковом крючке, данный в контражуре, просится быть финалом спектакля, и оно как раз было бы очень экзистенциально и лаконично, но режиссеру опять захотелось проявить творческую фантазию. На сцену вываливаются веселые персонажи, зачем-то звучит фонограмма с вампиловскими ремарками-характеристиками героев, фонограмму перекрывает громкая музыка. То ли жизнь обнулилась, то ли, напротив, продолжается. Словом, танцуют все.

Марианна Димант

ГАСТРОЛИ

27 сентября спектакль "Фальшивая нота" был сыгран в Волгограде в рамках гастролей в городах основной производственной деятельности Группы Газпром

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 1 октября спектакля «Сон об осени», состоится спектакль «Ревизор», начало в 19:00. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

ЮБИЛЕЙ

Сегодня 60 лет исполняется Юрию Николаевичу БУТУСОВУ. Мы гордимся, что его режисёрский талант развился, стал гордостью российского театра именно на нашей "ленсоветовской" сцене. Здоровья Вам, Юрий Николаевич, творческой неугомонности, мы всегда рады видеть Вас в нашем общем театральном Доме.

Подробнее

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! В связи с болезнью актрисы, назначенный на 20 сентября спектакль «Чайка» (Малая сцена) переносится на 9 октября. Начало в 19:30. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

УРОКИ РЕЖИССУРЫ. К 60-летию Ю.Бутусова

Осенью 2021 года в Театре им.Ленсовета пройдёт цикл спектаклей Юрия Бутусова в рамках спецпрограммы фестиваля «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства. Проект посвящается 60-летию режиссёра.

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр