В Театре им. Ленсовета прошли премьерные показы мюзикла «Странствия Нильса», выпущенного силами ярких ленсоветовских студийцев, которые растут и крепчают на глазах, и любимым молодым режиссером Юрия Бутусова — Марией Романовой, выпускницей мастерской Григория Козлова, профессионализм которой тоже становится все очевиднее.
Творение Максима Леонидова и Александра Шаврина по географической сказке Сельмы Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» производит приятное и неизгладимое впечатление на зрителя. Прежде всего тем, что главное для мюзикла — в наличии: музыка радует разностильем, мелодии запоминаются, костюмы красивы, актерские работы качественны. Результат подобного сочетания завораживает. Далее спектакль подкупает своей неподдельной искренностью и трогательным изяществом. Затем он очаровывает, околдовывает и — что нынче особенно ценно — заставляет крепко задуматься, учит жить по совести и поступать по справедливости. Болезненность острых социальных тем, значимость любви к ближнему, вечные семейные ценности, невозможность предательства, ситуации, когда малодушие немыслимо и недопустимо — в нашем детстве о подобном нам, помнится, твердили назидательно: «думай, решай, смекай».
Сюжет нравоучительной скандинавской притчи хорошо знаком большинству зрителей по книжке Лагерлеф, которая была, кажется, в каждой читающей советской семье (мы раньше вообще много читали, взахлеб, про себя или детям вслух): мальчик Нильс, отпетый хулиган с повадками малолетнего преступника, черствый душою и каменный сердцем, озлобленный вплоть до жестокости, превращен обиженным гномом в злобного карлика — и по воле случая отправляется странствовать с грациозной стаей Акки с Кебнекайзе и с примкнувшим к ним домашним гусем-увальнем Мартином. Нильс этом в дальнем и трудном пути невольно встает на путь исправления: жизнь заставляет. По ходу пьесы зритель наблюдает классическую трансформацию характера главного героя. Он стремительно взрослеет и к финалу приходит славным пареньком и верным товарищем, который немало пережил и многое осознал.
Секрет успеха тут, конечно, не столько в наглядной демонстрации становления личности, сколько в тонкостях актерской игры, режиссерской подачи и сценического оформления. Особая пластика птиц и животных разработана балетмейстером Риммой Саркисян и усилена прекрасными костюмами Яны Глушанок. Ударные танцевальные и вокальные эпизоды, зрелищные трюки, потешные пантомимы, полеты во сне и наяву — тут россыпью элементы цирка, театра теней, средневекового и современного кукольного, и синтетического театра.
Маститый художник Эмиль Капелюш, который всегда славился своими сложносочиненными сценическими конструкциями, здесь всего лишь несколькими штрихами создал целый мир, мистический и по-настоящему волшебный, за счет нескольких воздушных и легких на вид подвесных конструкций. А работа художника по свету Игоря Фомина и видеохудожника Александры Комаровой задает спектаклю мистику, таинственность — и нереальный драйв.
«Странствия Нильса» — настроенческая, атмосферная вещь. Тут есть все, что нужно для театральной удачи: и смешное, и горькое, и весьма душещипательные моменты, и живая музыка, и впечатляющие пируэты, и какая-то трепетная, скромная нежность... На афише стоит возрастная маркировка «12+», но «Нильса» не стоит воспринимать однозначно. В чем-то он — для переходного возраста, во многом — для семейного просмотра, а временами он даже более близок и ценен взрослой публике: происходящее на сцене рождает больше ассоциаций у людей с тем солидным багажом прошлого, в котором найдутся и наивное любопытство, и юношеский азарт, и здоровый авантюризм, и даже застарелые обиды. И все же, пожалуй, это лучший детский спектакль, с большим вкусом и с большой любовью поставленный во взрослом театре за последнее время. И, конечно, это нежный привет и почтительный поклон незабвенным ленсоветовским музыкальным спектаклям эпохи расцвета этого театра при Игоре Вадимирове, на которых выросло не одно поколение счастливых и благодарных зрителей.
Мария Кингисепп