Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Николай Реутов: «Я должен пройти с артистом весь путь».

Елена Коновалова , - Вечерний Красноярск, №36 (80) 20 сентября 2006г

К новой премьере Красноярского театра музкомедии «Скрипач на крыше» пластику ставит известный питерский балетмейстер Николай РЕУТОВ. Вопреки распространенной практике, занимается он не только с балетом, но и с солистами, и даже с хором. Как считает балетмейстер, натренированное тело - необходимая составляющая актерской профессии. Во всех жанрах. 

С думой о теле
- Вокалисты к вам не в претензии, Николай Александрович? 
- Случается. (Усмехается.) Заявляют - у меня есть голос, а все остальное неважно! И драматические актеры не всегда понимают, зачем поддерживать себя в форме. Мне странно такое слышать. Если ты выходишь на публику, просто обязан следить за культурой своего тела. Иначе зритель почувствует себя обманутым: за что он платит деньги? И потом, движения на сцене отличаются от движений в повседневной жизни. Нужно уметь танцевать, быть пластичным. К сожалению, наше театральное образование почему-то это не учитывает. 
- Да и обращение к услугам балетмейстера в драме отнюдь не повсеместная практика. 
- Как, скажите, современный драматический театр может обойтись без пластически-танцевального ряда? Если актеры заговорят, как в старом МХТ, зритель от нас сбежит! Сознание у людей стало более клиповое, картинка должна меняться. Это нельзя сбрасывать со счетов. 
- Все-таки больше работаете с драматическими или с музыкальными театрами? 
- Начинал в драме - причем сразу с «Гамлета» в Александринском театре в Петербурге. Это был первый опыт на профессиональной сцене. Но занимаюсь и с балетными труппами - совсем недавно ставил в Минске и Петербурге. Слава богу, на отсутствие работы пока не жалуюсь. Хотя, если три дня не зовут на репетицию, очень сильно напрягаюсь. После премьеры в Красноярске поеду ставить «Вестсайдскую историю» в питерской музкомедии, а потом - «Доктора Живаго» в Перми.


Повторенье - не мать театра
- «Скрипач на крыше» - не первая ваша работа с режиссером Александром Зыковым. А с чего началось знакомство? 
- Тоже с Григория Горина, с его «Королевских игр» в Норильском драматическом театре. С Александром Марковичем уже лет десять вместе работаем. А следующий наш проект - в новосибирском «Красном факеле», по «Полету над гнездом кукушки» Кена Кизи. 
- Насколько новосибирский спектакль будет отличаться от вашей работы по этому роману в Норильске? 
- Кардинально, не люблю повторений - скучно! Да они, в принципе, невозможны - другие актеры, иные возможности. Я всегда работаю только от артиста. И помогаю ему сделать нечто большее, взять какую-то новую планку. 
- Какая самая большая сложность в работе с драматическими актерами? Их пластическая неподготовленность?
- Это лишь одна из составляющих. А еще я должен придумать что-то такое, чтобы оно не лезло в глаза, не мешало драматургии спектакля. Чтобы зритель не сказал: о, начались танцы! Такая реакция - самая ужасная. 
- А что самое прекрасное? 
- Работа, творческий процесс. Поиск. Я не склонен репетировать до бесконечности - это было бы похоже на онанизм. (Смеется.) Все равно мы стремимся к какому-то результату. Но когда нашли решение, артист начинает жить на сцене своей жизнью. Малыш стоит на собственных ножках, и ты ему уже больше не нужен... От этого становится печально и грустно.


Начинать никогда не поздно
- Николай Александрович, а как вы сам пришли в балет? 
- Я впервые подошел к станку в 22 года. Что, не верите? Случайно получилось. Просто тогда вдруг увидел, как работают балетмейстеры, - и так меня это заинтересовало! Год упорно занимался, готовился. А потом поступил в Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры, на общих условиях. И вот уже больше пятнадцати лет этим занимаюсь. 
- А к чему себя прежде готовили? 
- Наверное, мог бы стать музыкантом - учился играть на виолончели и контрабасе. Восемь лет проучился в питерском музыкальном детском доме им. Римского-Корсакова. Это было уникальное учебное заведение. Свою историю оно вело от военных музыкантских школ самого Римского-Корсакова, которые предназначались для детей среднего состава флота - боцманов, старшин. При советской власти туда набирали сирот со всего северо-запада. И мне очень жаль, что его закрыли, - детский дом выпустил немало замечательных музыкантов, они занимают первые пульты и в Ленинградской филармонии, и в Кировском театре (Мариинском. - Е. К.), в других знаменитых оркестрах. Сначала там обучались 11 лет, но нашему выпуску дали только восемь классов закончить... Что делать? Пошел в строительное ПТУ. 
- Но почему не поступили в музыкальное училище? 
- К сожалению, нас слишком поздно поставили в известность, что не будет 9-го класса. Прием в музыкальное училище уже закончился. А мне нужно было где-то жить, что-то есть, рассчитывать было не на кого. В ПТУ давали общежитие, одежду, да еще и кормили. Так что у меня специальность - «штукатур-облицовщик-плиточник». (Смеется.)


Хочешь сниматься в кино? 
- Крутой поворот! 
- А почему нет? В жизни надо попробовать все! Правда, строителем я поработал только на практике. После чего благополучно сбежал в армию, в военный оркестр - очень не хотелось идти в стройбат. А что касается музыки... Очень люблю и джаз, и классику. Но уверен, что классическую музыку нужно изучать и понимать. Мои сыновья сейчас оба учатся играть на скрипке. Вряд ли они станут музыкантами - хотя, кто знает? Но эти знания все равно нелишни. 
- А к рок-музыке как относитесь? 
- Очень уважаю, особенно нашу. С некоторыми рок-музыкантами знаком лично. Помню, было время, когда Гребенщиков с Цоем и Шевчуком в белые ночи сидели на набережной Невы, пили пиво, играли свои песни. Собиралась куча народу - еще никто не думал, что будет «Кино», «ДДТ», «Аквариум», - они были самыми простыми людьми. Цой тогда работал в кочегарке... 
И сейчас с кем-то поддерживаю отношения. С Алексеем Кортневым недавно поработал - очень хороший человек. Ставили антрепризный проект по рассказам Аверченко - они там с Максимом Леонидовым веселились, как могли! 
- В кино вас тоже по случаю забросило? 
- Представьте себе! Просто позвали. (Смеется.) И снялся уже в пяти картинах. «Господа офицеры» и «Итальянец» у Андрея Кравчука, потом был фильм с рабочим названием «Алька» - он давно снят, только почему-то все не выходит на экран. Это реальная история про девочку, которая в 41-м окончила балетное училище и сразу же - на Ленинградский фронт. Получила контузию, потом попала в разведроту и с ней дошла до Берлина. Я играю командира этой разведроты. 
Недавно вернулся со съемок фильма с рабочим названием «Танцуй, не останавливаясь». Там у меня роль балетмейстера, который ведет группу клубных танцев. А самый первый мой эпизод был в «Убойной силе» - сыграл уголовника.


За романтикой на... лесоповал
- Первое знакомство с криминальным миром? 
- Отнюдь. (Усмехается.) Нет, не спрашивайте - зачем об этом говорить? Никому не желаю такое испытать. Но тюрьма очень сильно проверяет людей. 
- Равно как и лесоповал? 
- На лесоповал потянуло за романтикой, я в то время уже учился на балетмейстера. Знакомый пригласил - он собирал такие бригады. Сезонная работа летом на четыре месяца. Поднимают лес, сушат его, вяжут и сплавляют. Это было под Пермью, на реке Чусовой - удивительно красивые места! И кроме одиннадцати человек нашей команды, настоящих мужиков, в округе - ни души, ближайшая деревня 300 километров. А еще мне повезло, что в нашей бригаде подобрались очень интеллигентные люди - профессора, педагоги, инженеры высокого уровня... Те, которые ехали не за длинным рублем, а за красотой и романтикой. Это очень серьезная и тяжелая работа, крутое испытание. Труд по 12 часов в день, без выходных, всегда по пояс в воде, мокрые и грязные, усталость и боль никогда тебя не отпускает. Сначала все в новинку. А недели через полторы-две наступает момент, когда ты понимаешь, что сегодня, завтра, послезавтра будет эта адская работа, и приходится себя перебарывать. Но зато, когда себя пересилил - это просто здорово! На все вокруг начинаешь смотреть другими глазами, мир воспринимается в ином свете - чище и проще. 
- И отношения? 
- Конечно! В замкнутом коллективе отношения проверяются очень сильно. Там спрятаться негде, ты 24 часа в сутки у всех на виду. Сразу видно, кто работает, кто нет. Если десять человек тянут веревку, а одиннадцатый халтурит, его работа распределяется на остальных. И, в конце концов, ему говорят: прости, ты, наверное, хороший человек, но тебе надо собирать рюкзак. У нас одному пришлось уехать. А одним из самых значимых событий в моей жизни было, когда бригадир - не назначенный сверху, а рожденный внутри самого коллектива, - после окончания смены поблагодарил и сказал: я был бы рад встретиться с тобой в следующем году. 
- Этот принцип единой связки в искусстве тоже необходим? 
- Иначе просто ничего не получится. 
- А кому-то из артистов можете предложить «паковать рюкзак»? 
- Только себе. Если артисты что-то не делают, в этом, в первую очередь, виноват я. Конечно, бывают и вводы. Но предпочитаю обходиться без них - они разрушают ткань спектакля. Я должен пройти с артистом весь путь, от начала до конца.

 

Елена Коновалова

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр