Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Никита Волков: «Всегда хочется прыгнуть выше головы»

Вера Матвеева,- «Петербургский театрал», 2018, № 5 (13), июнь-июль-август

На большие экраны вышел фильм «Черновик», где главную роль сыграл молодой артист Никита Волков – отлично известный петербургским зрителям по ролям в спектаклях «Комната Шекспира», «Кабаре Брехт», «Я боюсь любви».

 

- Каким путем петербургский мальчик Никита Волков пришел в актерскую профессию?

- Случайно. Я собирался стать юристом. Хотя мама у меня – цирковая артистка, много выступала, у нее был очень сложный и эффектный номер: лежа на спине на специальной кушетке, она жонглировала разными предметами, причем руками и ногами одновременно. Помню, как меня это восхищало, и я гордился мамой, понимая, что сам так никогда не смогу. У меня и крестная – воздушная гимнастка на трапеции, так что, казалось бы, мне тоже прямая дорога в цирк, но я еще в детстве твердо решил, что стану адвокатом и буду защищать людей. Наверное, знаменитый фильм «Адвокат дьявола» с Аль Пачино так на меня повлиял. Все эти долгие дебаты, хитроумные тактики, интриги, апелляции – меня это страшно увлекало. В школе я учился хорошо, всего пять «четверок» в аттестате, юридический факультет Университета – в трех минутах от дома. Я уже ходил туда на подготовительные курсы и в своем будущем не сомневался, как вдруг – именно вдруг – мама мне говорит: «А может, попробуешь в Театральную академию?». И я, несмотря на все свои адвокатские интересы, неожиданно для себя откликнулся на ее предложение.

- Значит, никакого актерского азарта у тебя не было?

- Абсолютно. Я и в театр-то не ходил никогда. Серьёзно занимался плаванием и перестал только потому, что иначе мне пришлось бы уйти из моей школы Жак-Ива Кусто с углубленным изучением французского языка – в специализированную спортивную школу. Мы с мамой подумали и решили, что делать этого не стоит. Расставшись с плаванием, я пошел в хореографический ансамбль, там тоже физические нагрузки были приличные. Мы много гастролировали – в Китае, Болгарии, Чехии. Но в актеры я никогда не стремился. Правда, мечтал сыграть в кино Бэтмэна, но это была совсем детская мечта.

- Как получилось, что на Моховой ты выбрал именно курс Гарольда Стрелкова и Анны Алексахиной?

- В том году набирали еще Григорий Козлов, Юрий Гальцев и Андрей Андреев. Как вы понимаете, все эти имена мне тогда ни о чем не говорили, и я, не выбирая, поступал сразу ко всем. При этом одновременно сдавал экзамены на юрфаке, то есть все еще колебался, откладывал окончательное решение. Только после того как я прошел на третий тур к Козлову, Андрееву и Стрелкову, а на юрфаке мне оставалось сдать только историю, я сказал себе, что, похоже, судьба ведет меня не в адвокатскую контору, а на сцену. И я решился. Не пошел на экзамен по истории – еще до третьего тура на Моховой, когда ничего не было ясно. Конечно, это была авантюра, я сильно рисковал. Запросто мог срезаться и в армию загреметь.

- Перед третьим туром надо подавать документы к конкретному мастеру. Ты все же должен был сделать выбор. Как это произошло?

- Буквально накануне третьего тура мы познакомились с Тоней Сониной, моей будущей сокурсницей. Сидели под дверью приемной комиссии и рассуждали, куда же подавать документы. С умным видом взвешивали «за» и «против», приводили друг другу аргументы – сейчас смешно вспоминать, дети… Я ссылался на слова Ивана Ивановича Благодёра, который после второго тура подошел ко мне и посоветовал идти на курс в Театр имени Ленсовета, если хочу потом попасть в театр. Кажется, у Григория Козлова своей «Мастерской» тогда еще не было. В

общем я сделал свой выбор в пользу реального, известного театра, его главного режиссера Гарольда Стрелкова и его артистки Анны Алексахиной, педагога на курсе.

- Когда через год в театре Ленсовета сменился главный режиссёр, пришел Юрий Бутусов, какая у вас реакция была?

- Мы все были напуганы. Кто такой Бутусов, толком не знали. Я уж точно. Боялись, что нас сейчас расформируют, раскидают по другим курсам, а то и отчислят. Неизвестность полная. Думаю, огромную роль сыграл тогда авторитет Анны Яковлевны Алексахиной, спасибо ей. У нее стальной характер, она не дала нас в обиду и постепенно сумела привлечь Юрия Николаевича к работе с нами.

- С какого спектакля началось твое знакомство с Театром Ленсовета?

- С «Оскара и Розовой Дамы» с Алисой Фрейндлих. Вот с такой заоблачной планки. Мы сидели с сокурсниками на ступеньках бельэтажа, и мне трудно описать словами, что со мной тогда происходило. Я ревел, я был в шоке. Наверное, тогда я впервые понял, какой силой обладает настоящий театр и что настоящий артист может творить со зрителем.

- В чьих режиссёрских руках ты сегодня хотел бы оказаться?

- Прежде всего, я мечтаю вновь оказаться в руках Юрия Николаевича Бутусова, это без вариантов. Есть и другие режиссеры, спектакли которых я видел и с которыми был бы рад поработать: Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Александр Молочников. Это не значит, что все спектакли, предположим, «Гоголь-центра» мне одинаково и безоговорочно близки. Но сам актерский способ существования там очень интересный. Смотрел недавно «Обыкновенную историю» и вообще не понимал, идут актеры по тексту Гончарова или играют своими словами, настолько текст был ими присвоен, осмыслен, прожит. И «Митина любовь» молодого режиссёра Владислава Наставшева, ученика Льва Додина, в том же театре меня захватила опять-таки непривычным способом существования.

- А может, все дело в том, что классическая школа («петелька-крючочек», характеры, обстоятельства, зерно и прочее), которой вы владеете, выпустившись из института, кажется вам, молодым, скучноватой, и вас тянет в экстремальный, авангардный, нелинейный театр?

- Для меня нет сомнений в том, что артист должен уметь существовать в разных режиссерских системах. Всегда хочется расширить свои актерские возможности, прыгнуть выше головы, сделать то, чего еще не делал. Просто я, наверное, еще не встретил режиссёра, который в совершенстве владеет традиционным линейным разбором. Но так, чтобы дух захватывало, чтобы сердце, душа, весь твой организм откликался. Конечно, после работы с Юрием Николаевичем Бутусовым очень непросто перестраиваться, организм настроен жестко. Тут важно понимать, что поверхностное представление о театре Бутусова как об истошно орущих марионетках, измазанных в муке, грязи и кровище, не имеет ничего общего с правдой. Я готов осознанно и внятно объяснить каждую секунду существования на сцене – и своего, и партнеров. Взять хотя бы последнюю премьеру – «Гамлет». Для меня там все ясно – человеческие характеры, взаимоотношения, поступки. Я понимаю, о чем это и ради чего. Для Юрия Николаевича всегда важно прорваться к сути, и на репетициях он часто просит артистов не прятаться за формальные находки, не «грузить» ими, а сесть и сыграть сцену по делу, по смыслу.

- Не слишком ли большую часть жизни занимает у вас, артистов, театр? Не ограничены ли вы из-за этого в чем-то другом? Мир ведь такой большой.

- Я счастлив, что занимаюсь театром. Тот мир, который мне открыл Юрий Бутусов, огромен и волшебен, и я буду из последних сил за траву цепляться, но уже никуда отсюда не уйду. Я подсел на этот наркотик – не знаю уж, где Юрий Николаевич его достает. Благодаря театру, я стал гораздо больше понимать про жизнь, про людей, про отношения мужчины и женщины – за это спасибо не только

Бутусову, но и Шекспиру, Достоевскому, Брехту. Моя жизнь изменилась. То, что случилось у нас в театре, – печально и горько. Бутусов определял лицо и существо нашего театра, для меня он был и якорем, и маяком. Теперь ни того, ни другого нет.

- Известно, что режиссер Евгений Писарев, руководитель московского Театра имени Пушкина полгода назад пригласил тебя на главную роль в спектакль «Влюбленный Шекспир» по пьесе Тома Стоппарда. Читатели наверняка помнят одноименный оскароносный фильм двадцатилетней давности – там молодого Шекспира играл Джозеф Файнс. Однако ты из этого проекта ушел задолго до премьеры. Почему, если не секрет?

- Само предложение было интересное. Родилось оно из несостоявшегося по разным причинам спектакля Евгения Писарева «Тартюф» в Театре имени Ленсовета – предполагалось, что я в нем сыграю Тартюфа. В общем, я откликнулся с удовольствием, поехал в Москву. Начались репетиции, серьёзные занятия классическим фехтованием. Но во время застольного периода мне стало скучно. Нас же Бутусов учил сразу бросаться в бой, в пробы, предлагать решение, не бояться ошибиться, набивать шишки, спорить, ругаться – и только так, вживую, строить действие, создавать ткань спектакля. А не рассуждать неделями о том, чего хотелось бы сделать. Я не успел найти своего Шекспира, не смог почувствовать его, сидя на стуле. К тому же, кроме меня, на эту роль был назначен еще один артист, студент с курса Писарева. Потом и третий появился. Я понял, что просто не нужен, и честно сказал об этом. Была и другая причина: труппа не очень-то меня приняла и этого не скрывала. Зачем нам тут этот питерский парень? У нас что – своих не хватает? Все нормально, я не в обиде.

- Сейчас на экраны выходит фильм Сергея Мокрицкого «Черновик» по роману популярного фантаста Сергея Лукьяненко, где ты играешь главного героя Кирилла, который оказывается в ситуации, напоминающей коллизию знаменитой «Матрицы».

- Согласен, рифма есть, но «Черновик» ею совсем не исчерпывается. Моего героя, обычного парня, стирают из прежней жизни, чтобы сделать своего рода связным, таможенником между нашим миром и параллельными мирами. Представьте: живет себе человек спокойно, все у него есть: родители, любимая девушка, друзья, интересная работа… И в один миг все рушится: его в этой жизни больше нет. Жизнь есть, а его нет. Родители его не узнают, сослуживцы тоже, в его квартире теперь живет посторонняя женщина…. Отныне он чужой в этом мире – такова плата за избранничество. Все, дальше сюжет не «продам», приходите в кино. Скажу только, что для меня это прежде всего история превращения мальчика в мужчину – через потери, через препятствия, через трудный и порой мучительный выбор, который необходимо сделать..

 

Беседу вела Вера Матвеева

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр