Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Ничто постчеловеческое не чуждо

Дмитрий Ренанский,- Ведомости, 6 апреля 2018

Две громкие петербургские премьеры— «Три толстяка»Андрея Могучего и«Медея» Евгении Сафоновой — исследуют сегодняшний миркак катастрофу

 

Между этими спектаклями, очевидно возвышающимися над равнинным ландшафтомпетербургскогосезона, как будто не так уж и многообщего. Где, казалось бы, многосерийная эпопея худрука БДТ, а гдеполуторачасовая драма, поставленная молодым режиссером в Театреимени Ленсовета: «Три толстяка»— полная визуальных аттракционовфеерия, «Медея» — сумрачная вещьв себе. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что выпущенные на минувшей неделе премьерыне только объединены схожимсверхсюжетом, но и располагаютсяна пограничных зонах театральногопоиска. При всех различиях поэтикии стиля, обе по-своему исследуюттерриторию эпического и говорят о реальности, переживающей глобальную катастрофу («Медея»)— или пытающейся после нее пересобрать себя по частям («Три толстяка»).Наконец, оба спектакля сочинены по законам музыкальной композиции: Андрей Могучий написалсимфоническое полотно, а ЕвгенияСафонова — камерную кантату.

 

Монументальные «Три толстяка»— из разряда тех редких постановок, что вчистую оправдывают существование тяжеловесной моделирепертуарного театра, выглядящейвнаши дни сущим анахронизмом.Только при наличии стационарнойплощадки и объединяющей артистов разных поколений постояннойтруппы можно позволить себе по-настоящему долгую и неторопливуюработу на большой сцене, меняяправила игры по ходу прорастаниязамысла. Премьеру обещали еще впрошлом сезоне, но многофигурнаяи многосюжетная сага выламывалась из привычного формата — сейчас «Толстяков» играют в два вечера,соединив показанное еще в январе«Восстание» с «Железным сердцем».Финальный эпизод обещают выпустить к концу года, но контурытриптиха отчетливо проступают уже сейчас: из шести спектаклей,созданных Андреем Могучим запроведенную в БДТ пятилетку, этосамая свободная работа режиссера— и в плане театрального языка, и сточки зрения того, как его осваиваетлегендарная труппа.

 

Вместе с художником Александром Шишкиным Могучий рассказывает историю мира, едва оправившегося от большого социокультурного взрыва. Для того, чтобы осмыслить себя заново, нужно вернутьсяк истокам — к простейшим формамплощадного театра, цирка, балагана, самозарождающегося на сценеи искрящегося под колосниками, впроходах зрительного зала и прямонад головами публики. Никакая это,конечно, не инсценировка — мотивы и темы повести Юрия Олешинужны режиссуре лишь как снаряддля гимнаста, как точка опоры. ТриТолстяка — сгусток темной космической энергии, порождающей хаос, скоторым пытаются бороться циркачи и революционеры, доктор Гаспарспускается в преисподнюю, чтобыуговорить Смерть отпустить к живым канатаходца Тибула: в тщательно выстроенной мифологическойвертикали спектакля сквозит тоскасовременного театра по большойистории, новому эпосу, сполна удовлетворенная в актуальном форматемини-сериала.

 

Неслучайно Могучий черпаетвдохновение в главном событиисериального рынка последних лет— третьем сезоне «Твин Пикса»Дэвида Линча. И дело тут не в прямых цитатах или аллюзиях — хотяв ключевой сцене «Восстания» звучит ставший мемом сюрреалистический монолог про воду, колодеци жажду, а ученый Туб, сделавшийдля наследника Тутти железноесердце, точь-в-точь как ФилиппДжеффрис заперт в потустороннейреальности и общается с внешниммиром при помощи облачков пара.Куда важнее совершенно линчевская по букве и духу сновидческаяприрода драматургии «Трех толстяков» — с множественностью,ассоциативностью и зыбкостью образов. Минувшим летом создатель«Твин Пикса» любовно воскрешалперсонажей первых сезонов саги,Могучий же наполняет «Трех толстяков» героями и мотивами своихлучших постановок прошлых лет,от «Школы для дураков» и «Кракатука» до «Не Гамлета» и «Pro Турандот».Очень личный, очень нежныйи во многом автобиографичный,этот спектакль кажется этапнымдля режиссера, наконец-то расправившего плечи и почувствовавшего себя на непростой сцене Большого драматического органично иуверенно.

 

КАК ЗВУЧИТ ТРАГЕДИЯ

 

«Прометей, трагедия слышания»— так называлось одно из главныхсочинений классика музыки ХХвека Луиджи Ноно. «Медея» Евгении Сафоновой — тоже «трагедияслышания». Основное выразительное средство этого сурового,модернистского по духу спектакля,выстроенного в логике вычитания,— интонируемое актером слово. София Никифорова, Григорий Чабани Роман Кочержевский не играютроли, но виртуозно исполняют текстовую партитуру, смонтированнуюСафоновой из различных проекциймифа о колхидской царевне. Еврипид и Сенека оттеняют в ней «Медею-материал» Хайнера Мюллера:новый, сделанный специально по заказу режиссера перевод берлинскогофилолога Анара Иманова строг, как подстрочник — подчеркнутолишенный всякой литературности,он выворачивает швы подлинниканаружу, выставляет напоказ всеего ссадины и шрамы. Трагедияпетербургской «Медеи» рождаетсядаже не из духа музыки, а из звукакак такового — из исторгаемойвсем актерским телом глубинной,нутряной ноты.Из взрывающихся,рокочущих, терзающих слух фонем,дисгармония которых еще долгорезонирует в прошивающих тканьспектакля паузах.

 

«Я вар-вар-ка», чеканит слоги протагонистка: что ни атака согласных— то удар резца,высекающего изсловесной породы объемную звуковую скульптуру. Сафонова требует от ведущих молодых артистов Театра Ленсовета предельной концентрации и включенности в действие:выплескиваемая ими бешеная речевая энергия не должна нарушатьритуальную статику фронтальныхмизансцен — с общением через зал,с редкими риторическими жестами-акцентами, с гипнотической погруженностью куда-то далеко за пределы тесной сцены-коробки. На этомопасном стыке режиссура нащупывает выход в эпическоепространство, почти неведомое сегодняшнему российскому театру — именнотам разворачивается действие пьес«Цемент» (перевод АлександраФилиппова-Чехова) и «Ландшафтс аргонавтами», венчающие спектакль фрагменты которых звучатна отечественных подмостках впервые. Вслед за Хайнером Мюллером Сафонова трактует античный мифкак способ и повод для разговора окатастрофическом опыте прошлогостолетия — и находит для текстовключевого автора послевоенногоевропейского театра на редкостьточный сценический эквивалент.

 

Эта «Медея» вообще выглядит нездешней — с ее рафинированнымсветом и видеодизайном (ГидалШугаев и Михаил Иванов), с эстетским кроем костюмов (СергейИлларионов), с электронным битомсаундтрека (Михаил Павловский), аеще больше — с тем перфекционизмом, с которым элементы спектаклясобраны в целое. Выступая одновременно в роли режиссера и художника-постановщика, Сафоновавыстраивает на малой сцене ТеатраЛенсовета белоснежный павильон сподвижными створками-экранами:открываясь в различных комбинациях, они кадрируют сценическуюкартинку, фокусируясь на крупныхактерских планах, а в конце эпизодов, отмеряемых синкопами стробоскопа, с грохотом сталкиваются другс другом. В эти мгновения кажется,что слышно, как работает механизмсудьбы — общей на все эпохи ивремена. В кульминации спектаклябезмолвные силуэты, сошедшие с«Портрета сына художника» ПоляСезанна, наблюдают за тем, как навидеозаднике в призрачном глитчерастворяется один из бесчисленныхапокалипсисов ХХ века: посланцыдавно исчезнувшего цельного мирасозерцают его скорбное будущее,одновременно пристально всматриваясь в наше настоящее.

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр