Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Ничего не бывает давно»

Елизавета РОНГИНСКАЯ,- «Сцена», 2016, № 1 (99)

Юрий Бутусов планировал поставить пьесу Юна Фоссе «Сон об осени» в начале 2000-х гг. Репетировали, но работа так и не увидела свет. Чуть позже в Петербурге пьесу поставил Клим, а затем - Алексей Слюсарчук в Новокузнецке. Драмы Юна Фоссе, норвежского прозаика, поэта, драматурга идут сегодня на многих сценах мира. Знакомство русского зрителя с его творчеством, в котором боль, меланхолия, пессимизм современного человека соединились с поисками «утраченного Бога», представляется нелегкой художественной задачей для театра. Этот сезон в театре Ленсовета проходит под эгидой «современной драматургии», поэтому в сетке репертуара уже стоят «The demons» Ларса Нурена, а в марте ожидается «Жанна» Ярославы Пулинович. Разговор на современном языке позволяет вступить в активный диалог со зрителем.

 

Расстановка действующих лиц в новом спектакле Юрия Бутусова отсылает к известной работе режиссера «В ожидании Годо». Здесь тоже заняты четыре актера: Ольга Муравицкая (Женщина), Виталий Куликов (Мужчина), Лаура Пицхелаури (Мать) и Сергей Волков (Мужчина в молодости, Отец, Сын). Квартет артистов существует в плотной спайке, и образы перетекают друг в друга.

 

Сценография спектакля, созданная Александром Шишкиным, тоже дает возможность провести параллели с постановкой по Беккету. Здесь беккетовская сцена-арена формально трансформирована, но имеет похожие смысловые функции. Круглая площадка выступает вперед, внедряясь в зрительный зал, а по ее периметру установлены светильники, делающие ее похожей на эстраду. У потолка, прямо над могильными крестами, томится множество черных шаров, душ человеческих. Ближе всего к душам умерших будут два карнавальных персонажа: мужчина на ходулях и женщина, сидящая на стремянке. Шлейф ее платья полностью закрывает ступени, что создает ощущение, что героиня исполинского роста.

 

У Бутусова все образы по-бахтински амбиваленты: герои несут в себе смерть, способную переродиться в жизнь, и разговоры об акте любви, совершенном на кладбище, звучат не как надругательство над мертвыми.

 

Превращение Отца в Мужчину, затем в Сына отсылает к триединству образа Божия. Но в то же время персонаж – инфернальное существо. Мотивы жизни и смерти сливаются, а черные шары-души, витающие над сценой, создают ощущение карнавального мракобесия.

 

Играя с традициями театра абсурда, Юн Фоссе создал пьесу о круговороте всего сущего, неразличимости прошлого, настоящего и будущего, отсутствии линейности в жизни. Юрий Бутусов подхватил эту историю и сделал сон еще более сюрреалистичным.

 

Сюжет условно выглядит так: на кладбище встречаются любящие друг друга Мужчина и Женщина. Они давно не виделись, у Мужчины уже есть семья, Женщина одинока. Приняв решение быть вместе, герои уходят. Эта сцена незаметно перетекает в другую: на кладбище оказываются Отец и Мать Мужчины, они хоронят бабушку. В следующей сцене умирает Отец, затем Сын, затем сам Мужчина. И все это время персонажи находятся на кладбище, которое приобретает зримую форму – на сцене появляются кресты. Лишь однажды действие перенесется в иное пространство – герои соберутся за поминальным столом, причем половина из них – мертвые. Наполненные то песком, то водой шарики, лежащие на тарелках, эффектно взорвутся и опишут круглую траекторию - так режиссер красочно реализует метафору: «испустить дух».

 

Череда смертей связывает повествование, становясь поворотным моментом в жизни людей. Смерть близкого человека заставляет остановиться и подвести некие итоги своей жизни, но время уходит и незаметно приближает кончину главных героев.

 

Одним их характерных движений в этом спектакле будет бег, танец или езда по кругу. Герои словно пытаются уйти от грозящей гибели или спасаются от воспоминаний прошлого. Круг фигурировал не только «В ожидании Годо»: в «Женитьбе» был обруч-кольцо, в «Трех сестрах» - мяч для фитбола, в «Макбете» - шины. В каждом случае метафоры передавали некую цикличность и завершенность сущего, единство начала и конца.

 

Знаковая черта бутусовской поэтики – повторяемость и вариативность ситуации. Сцена встречи Матери и Женщины повторяется несколько раз, режиссер показывает событие с точки зрения другого персонажа. Первые пятнадцать минут спектакля кажется, что Бутусов сделал работу в жанре психологического театра, но поиграв со зрительским ожиданием, режиссер, верный себе, выпускает «демонов». А изобретательное музыкальное оформление композитора Фаустаса Латенаса взрывает повествование.

 

Сцены без слов не менее выразительны, чем с диалогами. Сын начинает строить замок из песка, а Мужчина со свойственным возрасту скептицизмом разваливает его (как и свою первую семью). Но Сын упрямо продолжает строительство, и Мужчина включается в игру, сам становится ребенком, а Сын превращается в его Отца. Сменяются поколения, принципы остаются: сначала люди строят, затем разрушают.

 

Когда смотришь спектакли Юрия Бутусова, кажется, что сквозь тебя прорастает дерево, могучими ветвями разрушая структурность твоего сознания. Все трескается и разлетается, остается человек, готовый жить в предлагаемых обстоятельствах. «Сон об осени» - пьеса абсурдистская, по природе своей интересная Бутусову. В финале спектакля герой Виталия Куликова танцует, светомузыка искажает реальность, и кажется, что это будет длиться вечно, но вдруг звук и свет резко выключаются, будто Бог-дирижер останавливает оркестр под названием Жизнь.

Елизавета РОНГИНСКАЯ

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр